Сегодня хочу раскрыть тему возрастных кризисов детей.
Каждый переход ребенка из одного возрастного этапа в другой сопровождается кризисом. Кризис в житейском обиходе ассоциируется с чем-то тяжелым, неприятным. Все меняет само отношение к этому кризису- для кого-то это "крах", для кого-то это "точка роста". Вообще решение любой проблемы, и кризис не исключение, зависит от того, как мы относимся к ней, как к проблеме или задаче. Чувствуете разницу?
Мне очень хочется, чтобы после прочтения этой статьи у родителей сложилось понимание о том, почему в определенный возрастной период с детьми становиться порой невыносимо сложно и вы могли для себя объяснить поведение ребенка, принять его и встать на позицию взрослого, знающего, принимающего родителя.
Для начала давайте определим что такое возрастные кризисы.
Возрастные кризисы- это непродолжительный по времени (от нескольких месяцев до года) период перехода в возрастном развитии к новому, качественно специфическому этапу, который характеризуется резкими психологическими изменениями.
Этот период может сопровождаться острым эмоциональным состоянием (истерики, резкие перемены настроения, раздражение, злость). Такие состояния возникают обычно, когда родитель не перестраивается вместе с ребенком на новый виток развития в своем отношении к нему. Т.е. поведение и способы воспитания родителей остаются прежними, тогда как ребенок меняется и требует другого подхода.
Важно здесь, чтобы родитель давал прожить ребенку этот кризис трансформируя свое привычное поведение, которое действовало в прошлом (запреты, наказания и т.д), потому что на новом этапе уже нужен другой родительский подход, для того, чтобы ребенок решил задачу возраста, приобрел новые навыки в результате прохождения этого кризиса.
Тот период, когда нет "скачков" (кризисов), является стабильным. Это период гармонии между ребенком и социальным окружением. Как раз в этот период ребенок развивается, узнает что-то новое, приобретает новые навыки, которые меняют его личность, он уже не тот, кем был прежде, он научается тому, что было не доступно для него в предыдущем возрасте. Именно эти новые навыки вводят дисбаланс и нарушают гармонию в его привычном мире между им самим и социальным окружением. И что же тогда происходит? Родители, которые не понимают специфику развития ребенка, действуют в воспитании в рамках прежнего психологического возраста своего ребенка, тогда как он уже не тот. Прежние способы воспитания уже не работают. И тогда возникает противодействие ребенка и родителя, которое выражается в резком эмоциональном поведении ребенка ,который ,в свою очередь, "отстаивает" свое право перейти на новый возрастной уровень, имея для этого все необходимое...
Т.е. если родитель изменит свой подход и методы в воспитании взрослеющего ребенка, то кризис может идти без "стихийных бедствий".
Давайте рассмотрим на примере первого кризиса:
- Кризис новорожденности.
Этот кризис связан с переходом ребенка от внутриутробного развития к вне утробному образу жизни. Это отделение от материнского симбиоза. И для матери и для ребенка это новый виток отношений
- Кризис 1 года жизни
Этот кризис проявляется в дуальности поведения ребенка: он то отталкивает маму, то проситься на ручки, это сопровождается капризами, слезами. Говорит "нет", но тут же тянет руку к предмету, выражены упрямство и негативизм, появляются устойчивые желания "дай". Ребенок начинает ходить и понимать, что мама и ребенок не единое целое
- Кризис 3х лет
Сопровождается негативизмом (ребенок отказывается выполнять любые просьбы), ребенок становится упрямым, строптивым, проявляет своеволие, деспотизм, бунтует и протестует. У него на все "Я сам", он выделяет себя как отдельного человека. Этот кризис по накалу очень схож с подростковым кризисом.
- Кризис 7-ми лет
В этот возрастной период ребенок требует еще большей свободы. Ребенок проявляет демонстративную "взрослость", кривляние. Некоторые детки начинают врать. Отмечается замкнутость, упрямство, капризы, копирование взрослых и т.д.
- подростковый кризис 11-12 лет.
Снижается учебная мотивация, возникают конфликтные ситуации с родителями и учителями, подросток стремиться быть взрослым, настаивает на том, чтобы считались с его мнением, поведение все больше протестное.
Кризис обязательно нужно дать ребенку прожить. Иначе отголоски непрожитого кризиса будут аукаться на следующих этапах развития.
Я взяла в рассмотрение только возрастные кризисы детского возраста. Каждый из них очень интересно рассмотреть более глубже по-отдельности.
В следующей статье я дам общие рекомендации родителям о том, как лучше менять свое отношение и методы воспитания в каждом из кризисных этапов.