В культуре любой эпохи есть великие художественные творения, которые в полной мере выражают дух своего времени. Одной из таких вершин искусства социалистического мира стал фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».
Это кино открыло новую эру советского кинематографа. О фильме Эйзенштейна написали сотни статей и даже монографий в разных странах. «Броненосец «Потемкин» рассказал об одном из главных событий ХХ столетия – Октябрьской революции, когда объединенный рабочий класс шел к победе над угнетателями.
Но этот фильм ценен не только идейным содержанием, но и смелым обновлением формы киноискусства. В 1920-е годы сама жизнь требовала обновления искусства, использования его силы для движения общества вперед.
Сергей Эйзенштейн, оставив профессию инженера, полностью погрузился в новую профессию, став одним из главных художников новой эпохи. Он ставит в Театре Пролеткульта эксцентричные спектакли, а потом начинает снимать кино.
Его первый фильм «Стачка» привлекает критиков и зрителей остротой решения социальной темы, свежестью языка повествования.
Молодому режиссеру поручают снять фильм к 20-летию революции 1905 года. Сценария Агаджановой-Шутко охватывал широкий круг революционных событий. Эйзенштейн для соблюдения хронометража киноленты взял только одну часть сценария, выбрав эпизод восстания на броненосце «Князь Потемкин Таврический».
Режиссер привлек к работе над фильмом команду, с которой работал над «Стачкой». Оператором стал Эдуард Тиссэ, который прошел с кинокамерой фронты Гражданской войны, несколько раз снимавший Владимира Ленина.
Ассистентами режиссера стали его коллеги по Театру Пролеткульта Григорий Александров и Максим Штраух. Снимали в напряженном темпе, на съемки ушло всего два месяца. Работали в местах исторических событий, чтобы передать всю достоверность сюжета.
Фильм «Броненосец «Потемкин» - это хроника событий, пропитанных драмой, которая зажигает эмоциональной силой образов.
Сцены в кубрике, эпизод с червивым мясом – это проявление бесчеловечного издевательства над матросами. Все это вызывало протест у зрителей.
Кадры наступившего утра меняют настроение фильма, показывают зарю свободы. Солнечные лучи пронзают вспененную гладь бухты. В людях рождается чувство солидарности и надежды, которое сменяет пережитое потрясение.
Сцена расстрела карателями мирной толпы – этот драматический эпизод подробно показан с потрясающей эмоциональной силой. Эйзенштейн остановил время, чтобы показать весь ужас происходящего. Главами обезумевшей от горя женщины, простирающей навстречу палачам тело убитого сына. Глазами старика, студента, безногого инвалида. Глазами сраженной пулей молодой матери, выпускающей из рук коляску.
Такой концентрации чувств и эмоций еще не знал советский экран. И когда после ответного залпа по генеральскому штабу поднялись каменные львы, эта кинометафора выразила весь накал чувств – камни взревели.
Финальная часть фильма «Броненосец «Потемкин» - это встреча мятежного броненосца с эскадрой, она рождает у зрителей новую волну переживаний. Тревожное ожидание командой решающего момента в своей судьбе. Весь броненосец живет одной жизнью с матросами, это судно стало образом, живым образом сопротивления.
Когда броненосец без единого выстрела проходит сквозь строй царской эскадры, проходит сопровождаемый приветствиями матросов других кораблей, это вызывает радость сбывшихся надежд, гордость за солидарную победу.
Этот фильм стал эпохальным явлением. Он принес в киноискусство смелость идей, объединил формы искусства с реальной историей страны. «Броненосец «Потемкин» - не только страница экранной летописи, но и величайший памятник кино.