Найти тему

Коррупция и непрофессионализм: как сдать на права и не попасть в ловушку

Оглавление

Проблема получения водительских прав для молодёжи не только актуальна в нынешнее время, но и очень важна. А качество подготовки будущих водителей играет огромную роль в этом процессе. Но часто бывает и так, что ученики сталкиваются с отрицательным опытом в автошколах, будь то недобросовестные инструкторы или неправильная организация обучения.

Екатерина Павленко выяснила, какие мошеннические схемы существуют и что нужно знать, чтобы на них не попасться.

Коррупционный аттракцион

Взятка искажает процесс обучения, так как качество и объективность оценки навыков и знаний учеников ставятся под вопрос. Кроме того, такая практика приводит к формированию неблагоприятной среды, где успех в получении прав зависит не от умений, а от финансовых возможностей ученика.

Решение проблемы взяток в автошколе требует принятия мер со стороны законодателей и усиления контроля над деятельностью инструкторов. Это может включать в себя введение строгого мониторинга, наказание за преступную деятельность, а также обучение этике и корпоративным правилам для автоинструкторов. Однако многие инструкторы предлагают качественное обучение и поддерживают своих учеников, помогая им стать надёжными водителями.

На эту тему я поговорила с Женей (имя изменено):

По какому принципу вы выбрали автошколу?

— Автошкола была относительно близко к дому, плюс у неё были очень хорошие отзывы.

С какими трудностями вы столкнулись при сдаче экзамена на права?

— Прямо после окончания моего обучения началась пандемия, из-за чего у меня полгода не было практики. Это наложилось на то, что в семье ни у кого нет механики (на которую я и сдавал), поэтому и тренироваться было негде.

С какой попытки вы сдали теорию и практику?

— Теорию я сдал с первого раза (сам, так как тут взятка не работает). Далее уже со взяткой. Практику (площадку) сдал с первого раза. Практику (город) сдал с третьего. Тогда они ещё были разделены.

Как именно вы сдали практику?

— Изначально, ещё до обучения и в его начале, я не планировал платить, а собирался сдавать сам. Однако у меня был инструктор, который всячески морально на меня давил, понижая мою уверенность в этом. Это явно было сделано специально, так как в какой-то из дней, когда я ездил с ним по району, он на светофоре достал телефон, открыл калькулятор и набрал 20000 (или 40000, вот тут не могу вспомнить). При этом он осторожно показал его мне, так как в машине есть фиксация, и намекнул, что вот столько плати и будешь жить нормально. Подобный подход окончательно отбил желание платить ему деньги. К сожалению, как я уже говорил, началась пандемия, и за её время большинство практических навыков растерялось. Поэтому, когда первая волна закончилась, я взял себе дополнительные занятия, но с новым инструктором. Ему я сразу намекнул, что собираюсь платить, и, может, поэтому или ещё из-за чего-то, но он ко мне относился хорошо.

Как проходил процесс передачи денег?

— Передача денег происходит так: надо положить их инструктору в бардачок, пока его нет в машине. Всё остальное он делает сам.

А процесс пересдачи выглядит так:

Ты приходишь на площадку. Судя по всему, ты уже как-то отмечен в их списках, так как у меня принимали площадку крайне лояльно, закрывая глаза на различные ошибки.

Первую попытку обязательно надо было провалить. Поэтому по указаниям инструктора я просто не пристегнулся.

В следующий раз я уже должен был сдать. Такие попытки делаются поздно вечером (видимо допконспирация). Принимающий знает, что ты дал денежку, поэтому одной рукой показывает тебе различные команды так, чтобы камера не видела этого. Командами показывают направление движения, скорость и т.д. В моём случае получилось так, что либо я не видел команды, либо мне их плохо показывали, но меня специально увели с обычного маршрута и развели на ошибку со знаком СТОП. Из-за этого мне пришлось сдавать город в третий раз.

В третий раз я ждал своей очереди ещё дольше, чем во второй. Видимо, я был не один такой, так как помимо меня были и другие, ожидавшие своей очереди. Нас отвезли подальше от участка и оставили около проезжей части. Время от времени приезжала машина и забирала часть людей. В этой машине проходил брифинг от какой-то женщины. Так как до такого этапа доходят самые тупые/неудачливые, то и брифинг был соответствующий. Сама сдача похожа на какой-то сюр. Всё, что от тебя требуется — крутить руль. А, и переключать передачи. Всё остальное за тебя делает принимающий — жмёт на педальки, показывает, куда крутить руль. При таких вводных мне удалось сдать.

Пожалели ли вы о своем решении получить водительские права с помощью взятки?

— Что дал взятку — не очень горд, но по-другому я бы просто не сдал. Сейчас езжу аккуратно, соблюдая все ПДД.

Опасность под прикрытием

Все пытаются сохранять максимальную безопасность на дорогах, но некомпетентные инструкторы подвергают и водителей, и пешеходов большой опасности. Важно помнить, что, если вы почувствуете давление со стороны инструктора, рекомендуется поменять специалиста или жаловаться в компетентные органы.

Я поговорила с девушкой Аней (имя изменено), которая столкнулась с некомпетентными инструкторами и рассказала мне свою историю получения прав:

По какому принципу ты выбирала автошколу?

— Я выбирала школу, которая будет рядом с моим домом, так как в то время я ещё работала и не могла ездить далеко.

С какими трудностями ты столкнулась в начале обучения?

— В самом начале было просто не по себе, так как я сидела в учебной машине и на меня ругались, если я что-то не сразу понимала, хотя это нормально, как мне кажется.

Какое взаимодействие у вас было с инструктором? И какие конкретно негативные эпизоды или ситуации ты пережила?

— В самой автошколе у меня было 2 инструктора. С первым я не смогла дальше заниматься. Он был очень категоричен и всё время спрашивал, как я собираюсь сдавать на права, если ничего не умею (хотя на тот момент не прошла и половина обучения). Площадку мы с ним откатали, мне казалось, что дальше проблем не возникнет, но как только мы выехали в город — моё мнение поменялось. Он постоянно сидел в телефоне, листая тик ток, и только и делал, что просто твердил, как я всё делаю не так. Последней каплей было, когда он напрямую сказал, что я абсолютно, мягко говоря, не возлагаю надежд, я ничего не умею и вообще как я собираюсь сдавать на права. Откуда ко мне могут быть такие вопросы, если я учусь у него и выполняю все его поручения и советы? Я планировала сдавать сама, к слову.

Я сменила инструктора и пожалела об этом. С ним было трудно заниматься. Он часто смотрел «сваты», пока я просто хотела получить знания о вождении на дороге. Инструктор спокойно мог ударить меня по рукам и ногам (такое случалось почти каждое занятие). Я довольно застенчива и в таких ситуациях просто впадаю в ступор. Часто он повышал голос, когда я задавала вопросы, отпускал пошлые и неуместные шутки. Примеры: «снимай сейчас же штаны, я тебя отхлестаю», «мужика на тебя не хватает в постели, чтобы водить нормально без нервов», «плати мне штраф, а если нет денег, то я готов принять натурой».

В чём, по твоему мнению, заключается роль экзаменатора во время сдачи на права?

— Относиться ко всем одинаково, этого уже было бы достаточно. А так, экзаменатор должен следить, как потенциальный будущий водитель выполняет манёвры на дороге, соблюдает ли ПДД и как ведёт себя с машиной. Также он смотрит, как человек себя чувствует за рулём: уверенно или нет. Это тоже играет большую роль.

Считаешь ли ты, что твой опыт отражает общую проблему или это был случайный инцидент?

— Если честно, то я не знаю. Мне кажется, что по большей мере это случайный инцидент, ведь здесь многое решает сам характер инструктора и характер ученика. Из моих знакомых нет людей, которые столкнулись бы с подобным, но я уверена, что точно найдутся девушки, которые слышали в свой адрес сексистские шутки и это уже общая проблема, я так думаю. Я занималась с индивидуальным инструктором и только тогда узнала и поняла, что у меня нет проблем в вождении. Вся моя неуверенность шла от бесконечной и необъективной критики.

Ты в итоге сдала на права сама? С какой попытки удалось сдать? И намекали каким-то образом тебе на взятку?

— Нет, я сразу заплатила, думала, что так будет проще и легче, так как на тот момент уже устала и хотела быстрее всё закончить. Но оказалось всё не так, к сожалению. Я сдала с 3 раза экзамен в ГАИ. На взятку намекали в самом ГАИ, там стоял человек рядом с группой сдающих и предлагал заплатить ему, чтобы сразу сдать, лично у меня это был единственный случай. Но моей знакомой, которая училась в той же автошколе, предложили заплатить уже на самом первом занятии по вождению, инструкторы так и зарабатывают.

Автошколы

Существует ещё одна проблема у желающих получить права — это выбор автошколы. Как мы уже поняли, чаще всего выбирают автошколы по двум критериям: либо по советам знакомых, либо близко к месту проживания. В первом случае получение прав даётся легко, так как ты знаешь, что в этой автошколе получили права твои друзья без серьёзных проблем. А во втором случае это лотерея. Посмотрев на карте ближайшие автошколы рядом с домом, я обнаружила автошколу «Ягуар», а позже наткнулась на рекламное объявление в телеграм-канале о конкурсе на бесплатное обучение.

-2

Каждый желающий поучаствовать должен оставить свой номер телефона, на который в течение нескольких минут поступит звонок. Ответит на телефон милая женщина, которая расскажет все условия конкурса максимально подробно и даже предложит альтернативные варианты оплаты обучения, если вдруг мы не победим.

Также на многих сайтах можно найти множество негативных отзывов об этой автошколе.

При выборе автошколы важно знать ключевые аспекты:

— Лицензия: проверьте наличие лицензии на официальном сайте ГИБДД;
— Местоположение: уточните расположение учебных классов и площадок;
— График занятий: узнайте фиксированное расписание и возможность индивидуального подхода;
— Автопарк: предпочтительно выбирать автошколу с современными автомобилями;
— Отзывы: прочтите мнения предыдущих учеников об автошколе;
— Статистика успеваемости: изучите экзаменационную статистику, чтобы оценить качество обучения;
— Стоимость: разберитесь, что включено в цену, чтобы избежать дополнительных затрат.

Благодаря этим знаниям будет сделан правильный выбор.

Вечные муки

Что делать, если не получается сдать на права не за несколько месяцев, а за три года? Об этом расскажет Олеся (имя изменено):