Найти тему
ВСЁ O СЫЗРАНИ

Григорий Яковлевич Комар поднял в Сызрани красное знамя школьного Октября

Первые декреты советской власти полностью разрушили прежнюю, дореволюционную, систему образования. На руинах старой школы пытались создать нечто принципиально новое — «единую трудовую школу». Учительство в своей массе было настроено враждебно к новой школе и шло на службу только из-за куска хлеба.

После бегства белогвардейцев из Сызрани осенью 1918 года во главе городского революционного учительства встал Григорий Яковлевич Комар. Учитель, член коллегии Сызранского Отдела Народного Образования Г.Я. Комар мечтал о создании свободной школы, воспитывающей гармонически развитую личность. Ему приходилось разрушать старую школу и создавать новую, пролетарскую Трудовую школу при огромном противодействии большинства учительства.

Сколько тревог и волнений он испытал, когда клал первые камни в строительство новой школы. Трудовые процессы, смешанная школа, общедоступность обучения, ученические митинги, учебники, программы, заседания и днём, и ночью, бесконечное творчество и созидание. Инструктора из центра изумлялись его работой. Никто и нигде не делал столько. А он горел, работал без устали, нервничал, волновался, живо по-детски радовался, не знал ни минуты отдыха.

— Здесь — моя могила! — довольно говорил он, указывая на зелёный письменный стол.

Усилиями Григория Яковлевича в декабре 1918 года был основан Союз Учителей-Интернационалистов. Для планомерной работы необходимо было иметь хоть несколько преданных работников, на которых можно было бы положиться, что они не изменят идее свободной школы. Преданных работников было мало и очень мало. Но Григорий Яковлевич их находил. Он собирал вокруг себя идейных работников новой школы и объединил их в Союзе. Григорий Яковлевич очень близко к сердцу принимал поражения и победы Сызранского Союза Учителей-Интернационалистов. В дни великих испытаний он не терял духа и говорил: «А всё-таки мы победим!». И был прав, уже через полгода Сызранский Союз превратился в мощную организацию революционного учительства.

В то время, когда всё учительство отвернулось от «большевистских хулиганов» — учащихся именно Григорий Яковлевич оказал им поддержку. И они верили в него, знали, что он за них постоит. И действительно Г.Я. Комар делал это всегда и всюду, не щадя своей репутации. Сколько грязи, сколько наветов он за это вынес. Слишком хорошо он понимал эту детвору, сам вырос в бедной крестьянской семье Минской губернии.

Как всякий бедный крестьянский мальчик с малолетства испытал на себе всю тяжесть крестьянской жизни: нужду, оскорбления и унижения. Такая суровая обстановка закалила его характер и вызвала жажду деятельности в пользу того же бедняка, из чьей среды он вышел сам. Ещё подростком Григорий Яковлевич понял, что бедному, тёмному люду нужны свет и знания, он даёт себе слово посвятить свою жизнь просвещению народа. По окончании курса в начальной школе, поступает в учительскую семинарию. Со знанием учителя начального училища возвращается в деревню. Усиленно работает над просвещением не только детей, но и взрослого населения: устраивает чтения с волшебным фонарём, заводит в селе библиотеку, читает населению газету. Такая деятельность вызывает неудовольствие тех, которым была выгодна темнота народа и на Комара посыпались доносы с обыкновенными в таких случаях обвинениями в «неблагонадёжности».

Просвещая других, он в то же время продолжает работать над самообразованием, много читает, в том числе и по вопросам педагогики. Для расширения своей педагогической деятельности переезжает в Казань и поступает в учительский институт. Это была тяжёлая пора в его жизни: учился, для поддержания семьи занимался грошовыми уроками, жил в подвалах, не доедал. Там и подхватил тяжёлый недуг. Но дух его остался бодрым и по окончании института, он с удвоенной энергией вновь приступил к работе по просвещению, теперь уже в качестве учителя городского, а потом высшего начального училища. По воскресеньям работает в школе для взрослых, читает публичные лекции, устраивает концерты и т.д. Его кипучая натура не знает отдыха. Когда ему замечали, что надо отдохнуть, он неизменно отвечал: «Когда умру, тогда отдохну».

Во время Первой Мировой войны, попав в солдатскую среду, Григорий Яковлевич продолжает вести просветительскую деятельность. Вспыхнула революция и ни один митинг в полку, ни одно собрание не проходило без его участия. Его выбирают в делегаты, в комитеты и всегда он оказывается на месте, везде проявляет инициативу и организаторский талант. После демобилизации возвращается к работе в школе. Не жалея сил, работал до последней возможности, пока старый недуг окончательно не сломил его.

Григорий Яковлевич скончался 30 мая 1919 года от туберкулёза лёгких. Его похороны были грандиозным событием в городе. Собралась вся Сызранская революционная интеллигенция, учащиеся и учащие. Впереди похоронной процессии, двигавшейся от женского Сретенского монастыря по Советской и Ильинской (сейчас Интернациональной) улицам, несли знамя Союза Учителей-Интернационалистов и красные знамёна школ. После прощальных речей, произнесённых у могилы Г.Я. Комара, читали посвящённое ему стихотворение, пели «вечную память» и «вы жертвою пали».

Если вам понравилась статья и вы хотите узнать другие подробности из истории старинного волжского города, ставьте свои лайки 👍 и подписывайтесь на канал "Всё о Сызрани".