Найти тему
Кабанов // Чтение

Письмо от Марины Цветаевой

  • Сегодня уже забываем о письмах, которые писали рукой, складывали в конверт и отправляли почтой. Раньше письмо было единственным способом общения на расстоянии. Мы писали друг другу письма, в которых делились новостями и выражали свои чувства. Рукописные письма несли бесценные эмоции и вести в периоды длительных разлук, войн, а также выручали в случае стеснения высказаться лично... или других сложных обстоятельствах. Желанное, долгожданное письмо. Письмо, с которым не расставались - носили с собой в кармане. Письмо - которе читали и перечитывали... Письмо, которе не ждали и которое принесло плохие новости... Письма часто сохранялись как ценные семейные реликвии и память о предках. Теперь похоже навсегда уходит дух и искусство рукописного письма...

Марина Цветаева, источник Яндекс Картинки
Марина Цветаева, источник Яндекс Картинки

А вот у Марины Цветаевой есть стихотворение, которое так и называется: "Письмо". Она написала его в 1923 году. Годы эмиграции, ностальгия, ожидание вестей с Родины. Тяжелые дни, одиночество и надежда. Цветаева живёт в Европе. В те времена, когда в России было совсем не сладко. В чужом краю нет ни дома, ни Родины, осталась лишь память, душа ждет весточку с родной земли. Период был эмоциональным, ярким и сложным. Тому подтверждение – стихотворение «Письмо».

-2

Тайна письма

В литературе форма рукописного письма встречается часто. Это всегда что-то интимное, глубокое, честное и искреннее. Мы уже так не воспринимаем теперешние письма, поэтому с трудом можем понять, что значило оно для человека из прошлого в разных ситуациях. А значило оно много. Письмо – это особая форма выражения мыслей, чувств, переживаний.

Стихотворение «Письмо» – это надежда, нетерпение, ожидание, эмоциональная нестабильность, противоречивые чувства. Оно входит в сборник «После России». Поэтесса с первых строк говорит о том, что ждет только одного письма:

Так писем не ждут, так ждут — письма…

Одно письмо от него – ее возлюбленного. Его она ищет среди других писем и жаждет прочесть. Даже если там всего одно слово, ей важно его увидеть. Это счастье.

В те годы Марина Цветаева посвятила литературоведу Александру Бахраху несколько стихотворений из цикла «Час души», с которым много общалась в Париже. Когда она уехала в Прагу, между ними велась переписка, позже опубликованные им самим в сокращенном варианте. При этом сам Бахрах не публиковал свои ответы на послания поэтессы. Были ли они, неизвестно. Исследователи утверждают, что именно Александру Бахраху адресовано стихотворение «Письмо».

Александр Бахрах, источник Яндекс картинки
Александр Бахрах, источник Яндекс картинки

В середине произведения героиня начинает испытывать нетерпение, эмоции сменяются. Она теряет надежду. Уже письмо воспринимается ею как что-то завершенное: конец отношений или ее чувств. Волнение достигает высшей точки.

Другая трактовка происхождения стихотворения – ожидание матерью письма от сына в период войны.

Так счастья не ждут, так ждут – конца…

Действительно, в таких условиях каждую весточку ждут с тревогой, ведь она может сообщить страшное. Но, обращаясь к биографии Цветаевой, мы вряд ли можем сделать вывод, что стихотворение не об этом.

В конце Письма мы слышим отчаяние. Поэтесса уверена, что не получит долгожданную весточку. Она размышляет о смерти, которая избавит ее от чувств. На момент написания стихотворения Марине Цветаевой было 30 лет. И фраза «для смертного сна никто не стар», говорит о том, что возраст смерти – не помеха. Она готова умереть, если не получит ответ. Постепенно все эмоции угасают, больше ничего нет. Поэтессе уже все равно, будет ли письмо.

  • Это реалистичное описание этапов ожидания: сначала дикое желание получить ответ, потом потеря надежды, затем безразличие. В стихотворении только один глагол – ждут. Ожидание, - окончания смутных времен, счастья, хороших новостей, письма – этим пропитана поэзия Марины Цветаевой в годы эмиграции. К концу стихотворения понятно, что поэтесса больше склоняется к негативному, чем к позитивному. Хотя в то время быть по-другому не могло.

Установить, какую историю рассказывала поэтесса, кому посвящено стихотворение, достоверно невозможно. Мы лишь догадываемся и открываем смысл, вглядываясь в слова.

  • А какой смысл вы открыли для себя, прочитав это стихотворение?