Найти тему
(Не)Страшная Школа

Кризис 1 класса

Photo by Jack Moreh from Freerange Stock
Photo by Jack Moreh from Freerange Stock

Недавно на этом канале мы разбирались в неприятностях, с которыми часто сталкиваются родители пятиклассников и семиклассников. Про проблемы с адаптацией в школе, привыканием к новой обстановке и новой школьной жизни сказано много. Вот тут я рассуждала о готовности к школе, и на просторах сети можно найти множество информации и советов. Поэтому тут я просто поделюсь личными наблюдениями на примере знакомых детей, включая собственного.

Итак, после детского сада 1 сентября мы собираем детишек в школу первый раз. Красивые новые портфели, новая, непривычная одежда, тетрадки, ручки, разговоры об ответственности и новом этапе в жизни… И уже тут мы сталкиваемся с такими разными реакциями. Есть дети, которые радостно идут в школу и обещают учиться на одни пятерки всегда до самого 11 класса. Есть те, кто на 1 сентября уже идут в слезах и не хотят ни в какую школу. Есть родители, которые собираются на праздник, а есть те, у которых «боже, третий раз все сначала, только не будь, как твой брат». Казалось бы, логично, что первые родители получают первую реакцию от детей, а вторые – вторую, но почему-то эта закономерность не работает. Реакция новоиспеченных школьников оказывается непредсказуемой и иногда странной даже для мам, которые думали, что за 6-7 лет их выучили.

А потом начинаются учебные будни, и чаще всего все усугубляется. Какие же именно трудности могут переживать дети и родители в первом классе?

Драки и порча имущества

Рассказы про эти ужасы я слышала почти от каждого родителя первоклассника. Вдруг случаются порванные портфели и тетради, изрисованные белые рубашки, побитые мальчиками девочки и прочие совершенно неприемлемые вещи. Причем, многие родители в ответ на претензии скажут: «Мой ребенок так никогда не делал». А он и правда не делал. До этого момента.

Давайте представим ситуацию. В вашей семье двое-трое малышей. Они живут пусть не душа в душу, но вполне мирно, с редкими спорами, из которых умеют выходить, и все знают, что мама их любит и во время ссоры разрешит эту самую ссору так, чтобы или всем было не обидно, или все поняли, что не правы. И вдруг в гости приезжает мамина подруга с двумя другими малышами, которые в течение недели будут жить в их комнате, играть в их игрушки, и вести себя с ними нужно вежливо. Нетрудно догадаться, какое недовольство испытают дети, если такая ситуация произойдет.

Здесь происходит примерно то же самое. Большинство детей, которые посещали детский сад, отправились туда еще не совсем в сознательном возрасте (2-3 года). Они выросли в этой среде, и эти чужие дети на самом деле стали восприниматься как свои, а воспитатель – как неоспоримый авторитет. В группе моего сына была такая ситуация: одна воспитательница вела их с 2 до 7 лет, а ее напарницы сменялись раза 4. И каждый раз дети устраивали новой проверку вида «А вот Татьяна Николаевна делает не так, говорит по-другому, делает правильнее». И вот вдруг опять какая-то чужая тетенька, которую надо слушаться, какие-то чужие дети, с которыми нужно быть вежливыми, и у них обостряется «я», «моё», «я привык вот так». И появляется агрессия, обида, слезы, злость (нужное подчеркнуть) на все это чужое и отличающееся от того, к чему они привыкли.

Что делать родителям?

Во-первых, стоит принять тот факт, что свой чудесный ребенок, испытывая стресс в новой обстановке, может быть не таким уж идеальным. И если двое, трое, а то и больше одноклассников жалуются на то, что он их обижает, то очень может быть, что так и есть. У нас с сыном в 1 классе так и случилось: жалобы, которые я никак не могла бы применить к своему ребенку, оказались правдой.

Во-вторых, если в предыдущих статьях про переходный возраст я советовала встать на сторону ребенка и проявить понимание, то тут мой совет будет отличаться в противоположную сторону. Это то самое время, когда нужно поставить границы, четкие и адекватные с точки зрения отношений в обществе. Бить других детей – неприемлемо (исключая варианты, когда ребенок защищает себя. Я не верю в решение словами конфликта, когда ребенка уже начали бить). Портить чужие вещи – недопустимо. Вообще, в установлении границ для детей лично я смело руководствуюсь УК РФ. Дети уже, скорее всего, знают, что такое тюрьма и полиция. Они уже могут понять фразы вроде «Если бы тебе было 14 лет и ты бы сделал то же самое, тебя бы арестовали. Это – преступление. Так нельзя поступать не потому, что детям нельзя, а потому что так вообще никому нельзя поступать в обществе».

Я совершенно серьезно видела ситуации, в которых родители оправдывали порчу чужого имущества фразами вроде «это ребенок» (когда ребенку за 10) и даже наблюдала, как мать стояла рядом с мальчиками лет 8-9, пока те разрисовывали стену здания из баллончиков, чтобы им никто не помешал. Мое твердое убеждение тут в том, что лучше родителям напугать до 14, чем соответствующие инспекторы будут пугать после.

Конфликты с учителем

Учитель для детей также чужая тетенька. Здорово, если приятная и понравилась им, но так бывает далеко не всегда. Будем честны, в настоящее время у учителя нет никаких методов дисциплинарного влияния на детей. Я, конечно, не буду приводить в пример истории из детства моей бабушки, которая рассказывала, что в их время учитель выходил вечером на каток с розгой и гнал всех деревенских ребят учить уроки, но даже когда я училась в школе, хоть какие-то меры воздействия еще были: прикрикнуть, отправить к директору, выгнать из класса, вызвать родителей и т.п. В настоящее время это все не приветствуется, а то и просто запрещено. Например, выгнать ребенка к директору нельзя (он всегда должен быть на виду, мало ли что случится по дороге). В итоге выходит, что из инструментов у учителя есть только «уговорить». Но, напомню, для первоклассника учитель – это чужая тетенька. Это любимую маму страшно расстроить, вдруг она обидится? Маму страшно разозлить – она гулять не пустит и телефон отберет. А учитель то что сделает? Скажет, что так нельзя? Пфф…

Самое и правда страшное в этом то, что иногда такие вот инструменты как «прикрикнуть», «взять за руку», «увести в другой кабинет» - это необходимые меры для пресечения опасной ситуации (см. пункт про драки). Но учитель вообще-то так делать не должен и если делает, то на свой страх и риск.

Что делать родителям, если ребенок не слушает учителя, срывает уроки и мешает классу? А если ребенок жалуется, что учитель кричит?

Во-первых, понять, где тут заканчивается плохое поведение ребенка и начинается плохое поведение учителя. Учитель кричал после того, как в классе началась драка, чтобы предотвратить повторение опасной ситуации? Учитель просто говорил с детьми о дисциплине на повышенных тонах или в его речи присутствовали оскорбления? Нужно отличать построение дисциплины командирским тоном от оскорбления детей, которое неприемлемо ни в какой ситуации.

Во-вторых, или донести до ребенка необходимость уважать педагога или сменить класс. Лучший способ отбить ребенку желание учиться сразу и на все 11 лет – заставить его 4 года подчиняться человеку, который даже по мнению родителей не заслуживает уважения и не является достойным.

Слезы, усталость, истерики

Ребенок вступает в новую для себя среду и в совершенно новый этап. Если до школы он не занимался всерьез спортом или музыкой, то скорее всего со строгой дисциплиной и необходимостью исполнять требования он сталкивается впервые. Это изматывает. Изматывает просыпаться по утрам, чтобы пойти не играть с друзьями, а заниматься монотонным скучным рисованием крючков. Изматывает, что теперь его оценивают по отношению к другим детям (да, оценки в 1 классе запрещены, но смайлики и звездочки все еще в ходу). Изматывает, что нужно таскать тяжелый портфель, что нужно хорошо себя вести и сидеть больше, чем бегать и играть, что нужно успеть сделать все, что говорят. Я до сих пор помню, как однажды расплакалась в первом классе на уроке просто так. У меня ничего не случилось, я не отстала, не запуталась, прекрасно поняла задание, но вот просто захотелось расплакаться. И это случается часто, дети не справляются эмоционально с огромными переменами.

В первом классе не должны задавать домашнее задание, но часто в виде рекомендаций задают. И это хорошо, так дети на маленьких заданиях, которые занимают (должны занимать!) не больше 15-30 минут подготовятся ко второму классу, когда дз станет больше и обязательным к исполнению. Но опять же, до сих пор вечером дома можно было просто играть, а теперь еще уроки делать! Да ну это все!

Что делать родителям?

Во-первых, подключить витамины, режим дня и собственное спокойствие. Эти три компонента детям очень пригодятся.

Во-вторых, превратить домашнее задание, если оно есть, в игру. Делайте то же самое рядом с ребенком, просите его поставить вам оценку. Вам не трудно написать два ряда крючков (можно кривых), а ему то как приятно влепить маме 2! Попросите научить рисовать крючки ровно. Если ребенок любит компьютерные игры, превратите поход в школу в квест. Чтобы заработать что-то, что ему нравится, нужно выполнить без споров пять домашних заданий и три дня в школе обойтись без ссор и слез. Например. И разговаривайте. Очень важно дать маленькому человеку понять, что расстраиваться, бояться, волноваться – это нормально. Ненормально позволять этим эмоциям мешать тебе. А потому можно вместе найти способ их вымещать. Например, купить красивый блокнот типа «Порви меня».

В классе моего сына этот массовый кризис вдруг закончился в четвертой четверти. Как-то резко утихли ссоры, в родительском чате перестали мелькать жалобы на изрисованные рубашки, а учитель прекратила рассказывать о сорванных занятиях. Мы это пережили) И, если вдруг вы с этим столкнулись, то обязательно тоже переживете. Главное детям при любом кризисе – внимание и помощь родителей.