Не так давно вот тут я писала про то, как вижу определенные возрастные кризисы у детей в контексте учебы и подробнее рассказывала про «кризис 5 класса», а сегодня хочется поговорить о том, какие проблемы ждут детей и родителей в 7.
Вообще, именно этот «кризис» был тем, который в своей работе я заметила первым. Раз за разом казалось, что в седьмом классе ребенка будто подменяют совсем. Вроде бы еще в мае шестого он уходил более или менее нормальным, так сказать, и вот вдруг в седьмом все идет не так. Конечно, про переходный период и кризисы подросткового возраста слышали все. И да, в отличие от 5 класса, где дети еще только хотят понять, разрешат ли им взрослеть в принципе, в 7 начинается он самый – настоящий переходный возраст. О психологических аспектах этого периода написано очень много, так что не стану здесь подробно говорить об этом, а обращусь именно к учебным проблемам, с этим связанным.
Первое, и, пожалуй, основное. В седьмом классе дети спят. Они постоянно хотят спать: на уроках, в школе, на дополнительных. Вообще всегда кроме ночи. Сосредоточенность падает, способность к восприятию информации падает вдвойне. Они просыпают на уроки, вырубаются, стоит прийти домой, потом не могут уснуть ночью, чтобы с утра в школе снова спать. Родители ругаются и стараются наладить режим, но проблема в том, что это невозможно. Как показали исследования, в этот момент у них идет перестройка на гормональном уровне, которая реально влияет на способность уснуть в темное время суток. Им действительно тяжело спать, когда спят все нормальные люди, а когда-то спать надо. Вот и выходит, что это «надо» случается во время учебы.
Второе идет следствием первого. Успеваемость падает. Большинство ребят, с кем доводилось работать, в седьмом классе съезжают. При правильной реакции со стороны родителей и собственном адекватном восприятии ситуации, в восьмом-девятом они благополучно выплывают обратно. Тут лично я грешу, правда, не только на гормоны и недосып, но и на срединное расположение этого класса. Сама я помню, как в седьмом классе сказала родителям, что это какой-то дурацкий класс. В пятом-шестом с тобой возятся как с ребенком и делают тебе что-то интересное в школе. В восьмом-девятом – пугают экзаменами и начинают подготовку к ним. А в седьмом складывается такое ощущение, что тут как-то всем плевать. У учителей есть малыши, которых надо научить, и старшие, которых пора готовить к экзаменам. А седьмой класс – это так… время на поспать.
Третье: сам по себе переходный подростковый период ведет к кризису самовосприятия. Ребята чувствуют в себе какие-то изменения. Кого-то они приводят в восторг, кого-то – в ужас. А некоторых путают до очень тяжелого эмоционального состояния, особенно при отсутствии поддержки со стороны семьи. Если такое смятение накладывается на первые два пункта, это может привести к самой настоящей депрессии, а тут уже не до учебы в принципе. И начинается отрицание, порой весьма агрессивное, ведущее к ссорам с родителями, учителями, одноклассниками. Взрослым кажется в этот момент, что ребенок потерял всякую мотивацию. Это самое «Ему ничего не интересно, кроме его телефона дурацкого».
Четвертое, собственно, мотивации и касается. Зачем стараться учиться в седьмом классе? Родители будут ругаться, если провалишься? Так они итак будут, в этом возрасте у ребят полно конфликтов со старшими по любому поводу. Не будешь учиться, станешь дворником? Они уже выросли, чтобы верить в сказки, и уже понимают, что результат седьмого класса на их результат на выпуске особо не влияет. В жизни пригодится? Не действует на человека, находящегося в стадии отрицания всего, что «нормально», «принято» и «все так делают».
И что нам остается с этим делать?
На первых порах своей работы я старалась как-то мотивировать ребят. Когда поняла, что это совсем глобальная закономерность, приняла для себя решение просто сделать этот период максимально комфортным для своих учеников ну хотя бы в том, что касается наших занятий. А что мы можем сделать для этого комфорта?
- Принять, что эти изменения нормальны, физиологичны и пришли вовремя. На моем опыте были ребята, которые без всяких этих переходных проблем проходили через 7-8 класс. Их накрыло в девятом, когда нужно было готовиться к экзамену. Как результат – нервы, таблетки, врачи и отвратительное окончание школы.
- Не доказывать ребенку, что он ненормальный, непослушный, неудобный или (мое любимое) неуправляемый. Это слово в контексте детей вообще всегда смешит, будто родители говорят о машинке на пульте.
- Стараться выстроить доверительный диалог, и даже если ребенок рассказывает что-то, от чего волосы на затылке шевелятся, не ругать, а попытаться мягко и на чужих примерах объяснить, почему такие истории могут не очень хорошо заканчиваться.
- Принять тот факт, что у ребенка в этом возрасте должно быть личное пространство и личная жизнь (в смысле друзей и каких-то им одним понятных разговоров).
- Не делать трагедию из пошатнувшейся учебы, если она пошатнулась. Если есть возможность помочь репетиторами или своими силами – помогите. Если и дополнительные занятия и вашу помощь ребенок саботирует, попробуйте разрешить ему послабление, но в серьезном разговоре дайте понять, что на следующий год придется взять себя в руки.
- Проконсультируйтесь с педиатром или неврологом касательно витаминов и поддерживающих препаратов, которыми можно помочь подростку в этом возрасте со сном и шалящими из-за гормональной перестройки нервами. К счастью, прошло то время, когда лучшим лекарством были выговоры вроде «Мы как-то пережили и не померли».
И очень важно помнить, что этот период и реакцию родителей на него ребенок, скорее всего, запомнит навсегда. Поддержка сейчас – самое главное в его все еще маленькой, но уже немножко взрослой жизни. А учеба… вернется на главное место попозже.