Михаил Врубель происходил из польского дворянского рода, и его фамилия переводится как «Воробей». Семья несколько поколений прожила в России, когда в 1856 году 17 марта на свет появился Михаил.
Будущий мастер рано лишился мамы. Врубель вспоминал, как она лёжа вырезала им с братьями и сёстрами фигурки людей и лошадей. Когда Мише исполнилось три года, её не стало, и воспитанием мальчика и других детей занялся отец, а после и мачеха Елизавета Вессель. В семье все любили музыку, развивающие игры и театр. И наш герой увлёкся рисованием, но скрепя сердце пошёл в юристы.
Из юристов в художники
Мы могли бы и не любоваться картинами Врубеля, ведь его отец, военный юрист, видел сына своим преемником. Михаил прислушался и поступил в Петербургский университет, но учёба шла туго, и это после окончания гимназии с золотой медалью. Наш герой даже остался на второй год, успокаивая отца, что просто хочет лучше усвоить материал. Но так и не сдал конкурсное задание.
В любую свободную минуту Михаил сбегал в Эрмитаж и коротал время в компании друзей-художников. В это же время он начал зарабатывать на жизнь репетиторством. Зажиточное семейство Пампелей наняло Врубеля гувернёром — для его же сокурсника — и разбаловало молодого учителя.
Художник Александр Иванов вспоминает то время:
«У Папмелей Врубель жил, как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чём себе не отказывали, и всё у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле».
Врубель кутил и спускал гонорары на ужины, где шампанское лилось рекой, а гости отдыхали в компании цыган. После ему приходилось месяцами отрабатывать долги за пиршество.
Пампели поддерживали увлечение Врубеля искусством, и он поступил в Академию художеств к Павлу Чистякову: среди учеников художника были Васнецов, Поленов, Репин, Суриков, Серов. Михаил вспоминает время учёбы как одно из самых светлых в жизни. Считается, что свою «кристаллообразную» технику рисунка Врубель почерпнул у учителя.
Академию наш герой официально не закончил, но создал несколько заметных работ. К примеру, над наброском «Пирующие римляне» он работал два года и выбрал для картины необычный ракурс и сумеречную игру света и тени.
Эмилия Прахова
Врубель отправляется в Киев, где занимается росписью Кирилловской церкви. Здесь Михаил влюбляется в Эмилию Прахову и изображает музу во многих женских персонажах своих картин и набросков. Прахова считает поклонника инфантильным, а тот оставляет себе шрамы на груди из-за того, что любимая женщина не понимает его и не отвечает взаимностью.
«Демон сидящий»
В это же время Врубель начинает обращаться к главному образу своего творчества: он рисует первого Демона к поэме Лермонтова, обсуждает задумку с Серовым и с родными в письмах, но на эмоциях уничтожает картину.
В 1889 году Врубель приезжает в Москву, где его под крыло берёт меценат Савва Мамонтов. Михаил вместе с ещё 17 художниками создает иллюстрации для юбилейного двухтомника Лермонтова и работает вопреки: его задумку не принимают, и даже друзья называют рисунки грубыми и карикатурными.
В 1890-м из-под его кисти появляется отдельная работа «Демон сидящий»: на ней тоскующий и меланхоличный падший ангел сидит в окружении цветов. Вот как Врубель пишет про своего героя сестре:
«…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Помимо рисования Врубель увлекается керамикой и много работает в мастерских в усадьбе Абрамцево, где занимается витражами, мозаикой, майоликой, скульптурой, театром и народными костюмами.
Женитьба на Надежде Забеле
В 1896 году Врубель пришёл на репетицию оперы-сказки «Гензель и Гретель», для которой должен был создать костюмы и декорации. И встретил свою будущую жену — Надежду Ивановну Забелу. Правда, сначала он напугал актрису своей напористостью. Сохранились воспоминания Надежды Забелы об их первой встрече с Врубелем:
«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: "Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный"».
Напор сработал. Врубель почти сразу сделал предложение Надежде, и её не остановили 12-летняя разница в возрасте и то, что жених любил выпить и за вечер спустить на кутёж крупный гонорар.
В июле пара сыграла свадьбу в Швейцарии, а вскоре у художника появились первые симптомы болезни. Он стал раздражительным и сильно мучился от мигрени, заглушая головную боль большими дозами лекарств. Но продолжает рисовать: Врубель находит вдохновение в русских сказках и преданиях и создает ряд картин, ставших знаменитыми — «Пан» и «Царевна-Лебедь». К слову, в опере Римского-Корсакова партию Царевны-Лебеди исполняла Забела.
«Демон поверженный»
Десять лет Врубель не возвращался к «демонической» теме, но постепенно начал обсуждать задумку с Римским-Корсаковым. Сперва художник рисует «Демона летящего», но не дописывает его до конца.
В 1901 году у супругов рождается сын Савва: у мальчика была «заячья губа», при этом его описывали как невероятного милого ребёнка с пронзительными синими глазами. Надежда решает покинуть сцену на время и погрузиться в материнство, а Врубелю приходится в одиночку содержать семью: из-за сильной нагрузки он впадает в депрессию.
Врубель начинает исступлённо работать над «Демоном поверженным». Картина почти уничтожает его: Михаил раз за разом перерисовывает её, он не хочет никого видеть и «гуляет», открывая форточку на пятнадцать минут в день.
По задумке уже больного художника, Демон должен был поражать публику насыщенными переливающими красками (через несколько лет пигменты почернели и потускнели). А в итоге Демон поразил создателя: состояние Врубеля ухудшилось так, что его госпитализировали в психиатрическую клинику.
Даже в палате Михаил много рисовал, а медперсонал собирал его наброски. Обычно скрупулёзный в технике, на этих листах Врубель работал карандашом хаотично и сумбурно. Он зарисовывал пациентов, обстановку, врачей и санитаров, кровать и розу в стакане и доктора Усольцева.
Тем временем, коллеги организуют выставку работ Врубеля, и отношение к его картинам, да и к их создателю меняется, растёт интерес и восхищение. Однако мало кто верит, что художник снова сможет рисовать. Параллельно в возрасте двух лет умирает сын Савва, и Михаил снова борется с депрессией. Вдобавок он начинает стремительно терять зрение. За Врубелем ухаживают жена и сестра Анна, ежедневно навещая в клинике, читая и устраивая для него музыкальные концерты.
В 1904-м Врубель пишет свою последнюю «Шестикрылый серафим», которую так и оставил незаконченной. Художника не стало 14 апреля 1901 года. Но с нами остались его загадочные картины, которые всё так же демонически пленяют каждого.