История развития прокуратуры - курсовая, дипломная работа, реферат - помощь в написании. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Содержание:
Введение
1. Дореформенная (петровская) прокуратура
2. Пореформенная прокуратура
3. Советская прокуратура
4. Новая российская прокуратура.
Заключение
Список литературы
Фрагмент реферата "История прокуратуры" - предоставлен для ознакомления.
Введение
В настоящее время прокуратура занимает одно из ведущих мест в системе правоохранительных органов, обеспечивая, согласно возложенным на нее задачам, соблюдение требований закона в стране в пределах своих функций. Действующим законодательством о прокуратуре определены принципы организации и деятельности прокуратуры.
Исследование вопроса об организации и деятельности прокуратуры невозможно осуществить без освещения исторических этапов становления самого института прокуратуры. Вполне логично, что для формирования любого института в государстве должны сочетаться два важных фактора: объективная необходимость и ее осознание законодателем.
Целью работы является – исследование основных исторических этапов в организации и деятельности прокуратуры.
Самый общий взгляд на историю прокуратуры позволяет сделать вывод о следующих основных этапах ее становления и развития.
- 1722-1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура;
- 1864-1917 гг. – пореформенная прокуратура;
- 1922-1991 гг. – советская прокуратура;
- с 1991 г. – новая российская прокуратура.
Этим и обусловлена логика изложения материала в данной работе, которая состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
1. Дореформенная (петровская) прокуратура
Длительное время на территории современной России важных предпосылок для создания института, аналогичного современной прокуратуре, не было, что обусловливалось несколькими факторами. Во-первых, государственные образования не были значительными по территории, во-вторых, незначительным по количеству был административный аппарат, а в-третьих, население пользовалось правом подачи челобитной, т.е. жалоба на деятельность должностного лица могла подаваться сразу к государю, минуя любые другие инстанции. Как отмечает Д.О. Серов, "реализация этого права, образуя гибкий механизм обратной связи между широкими слоями населения и верховной властью, безусловно несла в себе и элементы общего надзора. По одной из версий древним прототипом современной прокуратуры можно считать образование в 1549 г. Челобитного приказа, к полномочиям которого относились вопросы предварительного рассмотрения поданных к царю жалоб и проверка достоверности содержавшихся в них сведений. И хотя этот приказ просуществовал недолго, он рассматривается как один из первых государственных институтов, надзиравших за соблюдением законности.
В связи с этим именно история введение прокуратуры в Российской империи представляет значительный интерес.
Постепенно, с разрастанием государственных образований как по территории, так и по количеству населения, происходило усложнение построения государственного аппарата, значительно увеличивалось количество государственных чиновников, а значит, увеличилось и количество жалоб на нарушения законности, которые уже один правитель не в состоянии был рассмотреть и должным образом на них отреагировать. Интересным в связи с этим было предложение стряпчего И.А. Бутурлина от 1643 г. о необходимости создания постоянно действующего органа, целью деятельного которого было бы "извещать государю правду про всякая дурна и про обиды ото всяких людей", что рассматривается как первая важная инициатива о создании специализированного органа с общенадзорными функциями, однако это предложение в то время реализовано не было.
В 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, который представлял собой личную канцелярию царя, среди значительного круга полномочий которой следует выделить контрольно-надзорные полномочия за деятельностью центральных органов власти, просуществовавший около двадцати лет.
Постепенно на высшем уровне начинается осознание необходимости введения постоянного специализированного органа с надзорными полномочиями, поскольку в пределах большого государства вопрос соблюдения законности, особенно в деятельности местных органов власти, приобрел чрезвычайную актуальность, и прежде всего это касалось борьбы с коррупцией местных чиновников.
17 марта 1714 г. в особом акте Петра I "Указе о фискалах и о их должности и действии" был урегулирован правовой статус службы фискалов. Организационно служба фискалов была трехзвеннвой. Ее глава – обер-фискал – подчинялся непосредственно Правительственному Сенату, в больших городах были провинциал-фискалы, в других – подчиненные им городские фискалы, т.е. создавалась система фискалата. Отдельно следует обратить внимание на то, что наряду с другими, было и четко определен вопрос о независимости фискалов от местных судебно-административных органов власти и закреплен в Указе от 16 января 1712 года. О том факте, что фискалы были независимыми от других органов власти, говорит, что по их сообщениям начиналось расследование в отношении самых разнообразных должностных лиц, в частности, в отношении самого князя А.Д. Меншикова и сенаторов В.А. Апухтина, Г.И. Волконского и других, по поводу чего Петр I даже отмечал, что фискалы: "непрестанно доносят, не токмо на подлых, но и на самыя знатныя лица без всякой боязни". Важной гарантией независимости фискалов было установление запрета на их преследование и наказание за недоказанный донос.
Однако следует отметить, что главной проблемой деятельности фискальной службы стало значительное затягивание судебного рассмотрения фискальных дел, в результате чего фактически вся эффективность функционирования этого института была сведена к нулю. Другой причиной ликвидации фискалов стало также то, что они "явили себя в больших преступлениях и злоупотреблениях"[7].
Существенным недостатком в деятельности фискалов было то, что главный фискал подчинялся Сенату, в связи с чем сенаторы оказывали ему всяческие препоны, пытаясь выгородить обвиняемых, которые были связаны с ними сословными или родственными связями. Надзор за Сенатом, как за учреждением, не входил в круг обязанностей обер-фискала, поскольку он был лишь должностным лицом при Сенате.
Другой причиной образования прокуратуры стала необходимость завершения построения надзорного механизма в государстве и охват пределами надзора широкого круга государственных органов, в т.ч. наивысшего уровня. Прежде всего речь идет о Правительственном Сенате, который был вне надзора фискалов, поскольку фискальная служба фактически ему подчинялась, однако в деятельности сенаторов достаточно часто выявлялись злоупотребления, а действенного института их разоблачения не было. Существовала также и еще одна причина, как отмечал С. Петровский, поскольку "государь, хоть и Петру, за всеми не присмотреть и немало случаев, когда чолобитника не будет".
Итак, первым законодательным актом о прокуратуре был Указ от 12 января 1722 г.: "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору ...". Если сравнивать положение прокуроров и фискалов, то можно прийти к выводу, что полномочия прокуроров были шире, поскольку их надзор распространялся и на деятельность Сената, что было более прогрессивным, по сравнению с предыдущим институтом фискалов.
Указ от 27 апреля 1722 г. "О должности генерал-прокурора" устанавливал его компетенцию, в которую входило: "накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал, а ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час должен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые их них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, что должен в тот час протестовать и оное дело остановить".
Следовательно, прокуратура была внедрена с целью осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. К полномочиям прокуратуры принадлежало, кроме прочего, осуществление надзора за интересами казны, надзор в арестантских делам, за местами содержания под стражей. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов.
Предоставляя такие широкие полномочия прокурорам, важным было обеспечение их независимости, особенно со стороны Сената. Эта проблема была решена Петром непосредственно в пункте IX апрельского указа, в котором устанавливалась следующая гарантия независимости: "1. Генерал и обер-прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего. 2. А ежели во отлучении нашем явятся в тяжкой и времени не терпящей вине, яко измене, то Сенат может арестовать и разыскивать, а дело приказать иному кому. 3. Тем не менее никакой пытки, экзекуции или наказания не оказывает". Выражаясь современным языком, независимость прокуроров должна была обеспечиваться тем, что сам Петр I должен был решать вопрос о наказании прокуроров, они могли быть подвергнуты уголовному преследованию в отсутствии царя лишь в исключительных случаях.
В дальнейшем становление прокуратуры происходило достаточно сложно, поскольку после смерти Петра I (28 января 1725 г.) и при царствовании Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) прокурорский надзор существовал только на бумаге и находился в упадке. Изменения к лучшему произошли с приходом на трон Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.), когда было возобновлено прокурорские учреждения на их старых, петровских принципах, однако окончательно прокуратура была сформирована во времена правления Екатерины II (1762-1796 гг.), когда был значительно усилен надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти.
7 октября 1775 года Екатериной II были утверждены "Учреждения для управления губерний Российской империи", согласно которым в последующие годы проводилась реформа административно-территориального деления Российской империи. Вследствие этого изменилась и прокурорская система, были введены должности губернских прокуроров. Статьей 404 Учреждений 1775 года определялись задачи и полномочия губернских прокуроров: "Они смотрят и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самых дел. Они сохраняют целость власти, установлений и интереса Императорского Величества; наблюдают, чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки". Эти прокуроры наделялись правом осуществлять надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов, проверять соответствие законам принимаемых ими. На прокуроров также возлагалось предупреждение нарушений законов, принятие мер к пресечению нарушений, опротестование незаконных правовых актов.
В начале XIX в. произошли существенные преобразования в структуре прокуратуры. Согласно Манифесту Александра i от 8 сентября 1802 г. было создано восемь министерств, в т.ч. и министерство юстиции, центральный аппарат которого был сформирован из канцелярии генерал-прокурора. Главной задачей этого министерства стало управление системой суда и прокуратуры. Должность генерал-прокурора была совмещена с должностью министра юстиции[14]. Указанные изменения впоследствии были отражены и в изданном в 1857 г. Своде законов, по положениям которого прокурорский надзор делился на три равные:
- генерал-прокурорский надзор в лице министра юстиции;
- обер-прокурорский надзор при общих собраниях и департаментах Сената;
- местный надзор в губерниях в лице губернского прокурора и двух стряпчих в каждой губернии, а также уездных стряпчих в каждом уезде.
Как отмечает Л.В. Плевако, такая структура существенно снизила эффективность деятельности прокуратуры. Прежде всего это было обусловлено сращиванием должности главного прокурора с министерской должностью, поскольку он при таких условиях уже не имел возможности осуществлять надзор за функционированием правительственных органов на высшей ступени. Непосредственным руководителем губернских прокуроров был министр юстиции, однако на практике они не были независимыми, поскольку обязаны были о выявлении злоупотребления безотлагательно сообщать губернскому начальству, что в определенной степени ставило прокуроров в зависимость от местной власти. Стряпчие же непосредственно находились в подчинении губернского начальства[16]. Все это лишний раз подчеркивало необходимость реформирования тогдашней прокуратуры и усиление ее независимости.
Существенные преобразования, связанные со становлением прокуратуры и принципов ее деятельности, связанные с второй половиной XVIII в. В 1862 г. Государственным Советом Российской Империи были приняты "Основные положения о прокуратуре", в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Очень четко было определено назначение прокуратуры: "Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи". В "Основных положениях о прокуратуре" были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи. К их числу относились:
- единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора;
- осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры;
- осуществление "верховного" надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции);
- строгая подчиненность прокуроров нижестоящего уровня прокурорам вышестоящего; несменяемость прокуроров.
Отдельно следует отметить, что было также закреплен и принцип независимости, который был сформулирован как "независимость прокуроров от "местных" влияний при принятии ими любого решения". Обеспечению независимости прокуроров от местных влияний существенно способствовал установленный порядок их назначения и увольнения с занимаемых должностей. В частности, Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и увольнялись рескриптом Императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их увольнения составляло прерогативу Генерал-прокурора Российской Империи.