В современном мире разлука, которая случается со многими людьми происходит по разным причинам: длительная командировка, госпитализация и т.д. Особенно сложно расставание отражается на детях младшего возраста.
К нам в Центр обратилась мама мальчика дошкольника с запросом: как сделать расставание ребенка с отцом менее травматичным для сына. В этом вопросе маме помог разобраться педагог-психолог ГБУ ЦССВ "Центральный" Артемьева Наталья Юрьевна. Папу мальчика военный моряк и уезжает из дома на полгода. У Левы (имя изменено), так зовут малыша, очень сильная привязанность к отцу, они вместе играют, гуляют, ребенок может долго наблюдать за отцом, когда тот возится с автомобилем, у него уже есть предпочтения в еде, одежде, подражая отцу.
Известно, что первые 3-4 года жизни – это период интенсивного формирования привязанности, в этом возрасте он не донца владеет своими эмоциями и поведением, потому не способен справиться с резкими изменениями в его жизни.
О последствиях длительного разлучения с отцом, было разъяснено матери. Поэтому для сохранения психического здоровья Левы важной стала работа по выстраиванию связи с отцом. Как поддерживать отношения отца с мальчиком во время долгой разлуки? Какие подобрать методы? Совместное обсуждение педагогов с родителем позволило выработать ряд последовательных действий в оказании необходимой помощи ребенку.
Во время беседы с Левой, было рассказано о том, где папа находится сейчас и что он делает. Педагог вместе с мамой и Левой готовили подарки для папы, были даны рекомендации о возможности отправлять видеосообщения - приветствия, рассказы из жизни мальчика, его достижения и др.
Через полгода встреча Левы с отцом состоялась, это была яркая и эмоциональная встреча. Мальчик как будто понимал важность и необходимость отсутствия папы, смотрел на него другими глазами. Лева снова расстался с папой, но он уже знал, что папа обязательно придет.
Вот несколько советов: что может сделать пребывание ребенка в разлуке с родителем менее травматичным.
Рассказать ребенку правдивую историю.
Рассказать историю должен лично родитель, с которым предстоит разлука, в подробностях, за некоторое время до предстоящего расставания. Начиная с поездки на вокзал (аэропорт) до дня, когда взрослый вернется. Рассказывать ребенку, что он будет делать дома, в садике, а чем будет заниматься родитель. Если ребенку два-три года, можете придумать какую-нибудь сказочную причину вашего отсутствия (сказка может облегчить переживания малыша).
Созваниваться чаще, по возможности каждый день
Еще один пункт - это разговоры (ауди-, видео-) по телефону. Это становится возможным, только если ребенок позитивно реагирует, рад вас видеть и не расстраивается каждый раз, когда видит, слышит родителя по телефону. Если ребенок грустит, плачет, когда видит или слышит родителя, - лучше оставить попытки звонков и возобновить их снова через какое-то время. Иногда становится понятно, что ребенку легче переносить разлуку, когда он не видит родителя и не слышит его голос. Интуитивно становится понятным, как быть в каждом случае.
Если телефонные разговоры приносят радость, то можно использовать эту возможность широко: показывать свою комнату с игрушками, свои поделки, рисунки, можно спеть любимые песни, стихи, рассказывать о своих успехах.
Можно записывать родителю видео сообщения, которые ребенок может просматривать офлайн много раз.
Оставлять «приветики от родителя»
Взрослый (с которым остается ребенок) от лица родителя каждый день может передавать ребенку что-нибудь приятное, что-то вроде «приветика от папы (мамы)»: сердечки с признаниями, пожелания на сегодняшний день, поддержки для научения чему-либо. Очень интересна для ребенка игра «Ищем клад», когда в разных местах в доме оставляются записки-рисунки, наводящие на поиск следующих записок, либо клада от родителя.
Просмотр семейных фотографии
Приготовить фотографии родителя с ребенком и по отдельности - листочки с отверстиями на фоне леса, в зоопарке, на даче и др. Накладывать эти листочки на семейное фото и представлять, где ещё можно побывать с родителем, либо повспоминать о знакомых моментах. Альбом с семейными фотографиями разместить в доступном для ребенка месте.
Рассказывать ребенку, что будет после того как родитель вернется.
Вместе с ребенком придумывать, со всеми подробностями, как эта встреча произойдет. Вспомнить про любимые совместные игры с родителями и убедить, что возобновятся они, как только встретятся снова.
Дорогие родители, помните, дети легко отпускают своих родителей в том случае, если они уверены в их любви и в том, что мама и папа никуда не исчезнет.