Найти в Дзене
Психолог из детсада

Методика А.И. Баркан «Рисунок школы». Опыт использования педагогом-психологом в детском саду

Оглавление

В детском саду педагог-психолог диагностирует уровень психологической готовности к школе детей подготовительный групп. Проверяется уровень психомоторной готовности к школе (насколько мозговые структуры созрели для школьной нагрузки), оцениваются уровень развития мышления и речи, степень сформированности произвольного внимания, памяти, саморегуляции.

Если вам это глубоко интересно, внизу будут ссылки на специальные методики.

Нелишним будет еще посмотреть мотивационную готовность к школе и эмоциональное отношение к ней. С этой целью, для групповой диагностики, искала рисуночный тест, простой в использовании и обработке. Остановила свое внимание на методике «Рисунок школы» А.И. Баркан.

В статье расскажу, как организую проведение методики с детьми, на что обращаю внимание при анализе. Покажу образцы работ низкого и высокого уровня.

Рисунок школы. Кто автор, как проводить методику

Впервые методика была описана в 1987 году доктором медицинских наук, детским психологом Аллой Исааковной Баркан в журнале «Вопросы психологии». Её статья «Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе» демонстрировала многолетний опыт и анализ детских рисунков.

Рисунок школы – проективная методика. Для ее проведения необходим стандартный лист белой бумаги и набор карандашей шести цветов (зеленый, желтый, красный, синий, коричневый, черный).

На одной стороне листа детям предлагается нарисовать детский сад, а на другой стороне школу.

Как быть уверенным, что ребенок не запутается в инструкции? Как психологу понять, на какой стороне нарисована школа, а на какой садик?

Из своего опыта работы: прежде чем дети, после инструкции приступят к рисованию, задаю вопросы: «Что сначала нужно нарисовать? (детский сад) А потом? (школу)». Затем спрашиваю «А почему сначала нужно нарисовать детский сад, а только потом школу?».

В детской аудитории обязательно находится тот, кто поймет эту последовательность и ответит: «Потому что, мы сначала ходим в детский сад, а только потом пойдем в школу».

Есть еще один шаг в закреплении инструкции. После того, как ребенок ответит, спрашиваю у детей: «А бывает так, что ребенок сначала ходит в школу, а потом идет в детский сад?».

Дружный смех и весёлое: «Не-е-е-т!» позволяют на 100% избежать ошибок. Все рисуют в соответствии с инструкцией.

Если ребенок не посещает детский сад, то несложно догадаться, что нужно сначала нарисовать свой дом, а потом школу. А если он уже первоклассник, то согласно методике А.И. Баркан сначала рисует школа, а затем садик или дом.

В процессе рисования педагог-психолог не должен давать дополнительных указаний, пояснений и подсказок, что можно нарисовать. На утверждение неуверенного ребенка: «Я не знаю, что рисовать» или «Я не знаю как нарисовать школу (или детский сад)» можно ответить:

– Ты же знаешь, что такое детский сад и школа. Рисуй так, как ты это себе представляешь, так, как у тебя получается. Как тебе это хочется нарисовать, так и нарисуй.

Иногда звучат вопросы типа: «А можно, я лучше нарисую маму (или что-то другое)». Не стоит на это отвечать категоричным отказом «Нет». Ребенок может больше думать о запрещенном ему сюжете.

Лучше ответить:

– После того, как ты выполнишь это задание, я тебе дам лист и ты это нарисуешь. А сейчас все выполняют одно задание. Какое у нас сейчас задание?

Отвечая, ребенок сосредотачивается на инструкции.

Стоит обязательно отметить, что 25-30 минут стандартного занятия в подготовительной группе для проведения методики А.И. Баркан «Рисунок школы» недостаточно. Обычно требуется минут 40. Поэтому лучше заранее договориться с воспитателями о времени проведения.

Детям в процессе рисования несколько раз напоминаю, чтобы они рассчитывали силы на два рисунка. Потому что пару раз сталкивалась с тем, что нарисовав детский сад, ребенок говорил: «Я устал, больше не хочу».

Конечно, это тоже своего рода диагностический показатель: высокая утомляемость, низкая работоспособность, неумение выполнить инструкцию до конца. Но при подбадривании взрослым, такие дети тоже справляются с заданием и выдают информативные рисунки.

После рисования хорошо бы сразу пойти на прогулку, подвигаться. Поскольку динамических пауз при проведении диагностики не предусмотрено.

Анализ рисунков школы и детского сада

Эмоциональное отношение ребенка к детскому саду и школе по методике Баркан определяется по:

  • изображенному сюжету;
  • цветовой гамме;
  • особенностям штриховки;
  • длине линий изображенных предметов и образов.

Цветовая гамма оценивается по преобладанию теплых (красный, желтый, зеленый) и холодных (синий, коричневый, черный) цветов. Чем замысловатее сочетание цветов в рисунке, тем эмоциональнее к этому отношение ребенка.

Можно столкнуться с тем, что ребенок использовал только один карандаш для выполнения всего задания. Это не всегда указывает на эмоциональные и интеллектуальные проблемы.

Так могут рисовать дети, чьи графические навыки еще не наработаны. Или те, кто небрежно относятся к процессу рисования, привыкли изображать все схематично.

Штриховка и линии – тоже информативны. Тщательнее, ровнее ребенок прорисовывает то, что для него важно, штриховка при этом аккуратная, без сильного нажима. То, что вызывает тревогу, беспокойство рисуется небрежно, прерывистыми линиями, штрихуется грубо с бОльшим нажимом.

Для психолога это просто повод присмотреться к ребенку индивидуально.

А вот явными сигналами о проблемах эмоционального плана (страх, тревожность, социальная дезадаптация) и интеллектуального (черты аутизма, задержки психического развития) является отклонение от задуманного сюжета.

К примеру, мальчик 6,6 лет рисуя школу, стал рисовать ловушки, потайные ходы, героев компьютерной игры, артефакты и т.п. Когда воспитатель спросила, что же он нарисовал, мальчик ответил: «Свою любимую компьютерную игру». Речь о школе у него уже не шла.

Несложно догадаться, что такой ребенок эмоционально не готов к восприятию школьного обучения.

Еще пример. Ребенок с ОВЗ, обучающийся по программе для детей с ЗПР, нарисовал бассейн. Перед этим в школу была экскурсия. Этого ребенка очень впечатлил именно школьный бассейн.

Но далее, развивая сюжет рисунка, он нарисовал гамак, кораблик, пояснив, что на море с мамой они лежали в гамаке. Непроизвольные процессы у такого ребенка являются преобладающими. Он легко отклоняется от задания, погружаясь в мир свободных ассоциаций.

Низкие и высокие результаты методики А.И. Баркан «Рисунок школы»

На мой взгляд, методика «Рисунок школы» очень информативна. Даже без знаний психологии часто видно, насколько эмоционально ребенок готов принять статус школьника.

Так, одна мама задалась вопросом, оставлять ей сына в детском саду или отдать на следующий год в школу в 6,5 лет. Точку в принятии ее решения сыграла именно эта рисуночная методика (хотя перед этим она ознакомилась и с результатами других тестов). Когда она увидела рисунок сына:

Рисунок детского сада и школы по методике А.И. Баркан
Рисунок детского сада и школы по методике А.И. Баркан
то воскликнула: «Да какая ему школа! Он вместо школы какой-то туалет нарисовал!».

Оставила ребенка еще на год в детском саду и не пожалела. Год дал очень многое. В школу ребенок пошел, имея более высокую мотивационную готовность.

Результаты через год
Результаты через год

При низких результатах по методике, в заключении могут быть сформулированы такие выводы, в зависимости от сюжета рисунка:

1. Позитивное восприятие детского сада Четко прослеживается игровая мотивация. Отдаленность, тревожность восприятия школы. Возможен страх разлуки с близкими.

2. Схематичность, отсутствие значимых деталей при восприятии школы и детского сада. Школа воспринимается, как более большой детский сад. Эмоциональная оценка этих социальных объектов сформирована у ребенка еще в недостаточной степени.

3. Позитивное восприятие детского сада, отдаленное, нечеткое восприятие школы, эмоциональная привязанность к дому (в этом случае ребенок нарисовал школу похожую на свой дом и дал соответствующие пояснения).

4. Схематичность изображения, школа воспринимается как новое необычное приключение, учебная мотивация не просматривается.

5. Возможно отрицательное отношение к детскому саду, вытеснение эмоций, уход в себя от текущих проблем, потребность в любви и одобрении близких, тревожность.

Общие рекомендации в этом случае заключаются в том, чтобы родители и педагоги помогали формированию позитивного, но вместе с тем ответственного отношения к школе. Хорошие результаты, например, дает чтение психологических сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа», беседы о школе, экскурсии в школу, школьную библиотеку, организация сюжетных игр на школьную тему.

Но нужно помнить, что решающую роль играет отногенез – для формирования эмоциональной зрелости нужно время.

Если есть тревоги, страхи, их лучше проработать с психологом индивидуально.

Эмоционально высокие, положительные результаты тоже часто очевидны. Рисунки «узнаваемы» – школа рисуется со свойственными ей атрибутами (парты, доски), учителями, учениками. Иногда тщательно и достоверно рисуется фасад школы, который ребенок видел воочию. Ребенок, эмоционально готовый стать школьником, рисует много окон, столько этажей, сколько в настоящей школе, спортивную площадку, детей идущих в школу, цифры, буквы.

Девочка пояснила, что часы показывают время уроков
Девочка пояснила, что часы показывают время уроков

В детском саду рисуются любимые игрушки, что-то из мебели (столики, кроватки), играющие дети, воспитатель. Так же правдиво передается фасад, игровые площадки (песочница, качели).

Давайте посмотрим еще на рисунки и ознакомимся с выводами, которые можно написать в заключении.

  • Позитивное, детализированное восприятие школы. Важность внешней атрибутики (часто встречается у девочек).
-4
  • Упрощенно-отдаленное восприятие школы, но понимание ее значимости.
Десский сад
Десский сад
Школа такая же. как детский сад, но больше размером
Школа такая же. как детский сад, но больше размером
  • Отдаленность, но позитивность восприятия школы, важность социальных контактов при её посещении.
  • Детский сад воспринимается положительно, но уже менее значим для дошкольника. Объективность при восприятии школы, понимание серьезности статуса школьника, возможна ситуативная тревожность.
Даже в "детский сад" ребенок вставляет атрбуты школы - буквы и цифры. Ведь в детском саду тоже занимаются
Даже в "детский сад" ребенок вставляет атрбуты школы - буквы и цифры. Ведь в детском саду тоже занимаются
А школа выглядит уже вот так
А школа выглядит уже вот так
  • Позитивное, объективное восприятие детского сада, школы. Хорошо просматривается учебный мотив.

Еще методики для оценки общей готовности к школе и образец заключения: