Найти в Дзене
Пограничный контроль

Кто тут дикари? Сериал «Исчезнувшие»

В грядущее воскресенье, 17 марта, нас ждет не только известное электоральное мероприятие, но куда более приятное событие – День Святого Патрика, замечательный весенний праздник радости и жизни. В прошлом году, кто помнит, в честь этого праздника все пятницы марта я публиковала обзоры на ирландские сериалы. В этом году хочу отчасти продолжить традицию, с небольшим отступлением от нее – и написать о пока уникальном, насколько мне известно, ирландско-новозеландском проекте «Исчезнувшие».

Это новый сериал, первый сезон которого вышел только в 2023 году, и, судя по всему, если сериал вдруг внезапно не закроют, нас ждет интересное продолжение. Сериал набрал пока немного критики, но вполне доброжелательной, что, на мой взгляд, заслуженно. Это очень добротная, прекрасно написанная и снятая история, которую иногда сравнивают с «Настоящим детективом».

Мне же он больше все-таки напоминает другой новозеландский проект «Вершина озера», где снималась Элизабет Мосс, а также неспешное и внимательное к деталям повествование Таны Френч. И немудрено – на Ирландию Новая Зеландия похожа все же больше, чем на США. Недаром же там снимали знаменитые сцены из Шира, под которым Толкиен, как известно, подразумевал Ирландию. Схожи эти страны не только волшебными, совершенно умопомрачительными зелеными пейзажами, но и вот тем ощущением абсолютного края света, которое возникает только на небольшом острове рядом с огромным океаном.

В «Исчезнувших» так же есть мистика и непередаваемая атмосфера самодостаточного и небольшого провинциального городка, где все всех знают и где каждый чужак на виду, как и в ирландских сериалах (удивительно, но это получается у них даже в сериалах с местом действия в Дублине). Есть уже ставший классическим дуэт местного и пришлого полицейских, придуманный Дэвидом Линчем в «Твин Пиксе». В «Исчезнувших», причем, эта классика утрируется до максимума, так как пришлый полицейский из Ирландии для Новой Зеландии – это буквально пришелец с другого конца земли, если не из другой вселенной.

Таким образом, зрителя сразу настраивают пусть не на открытый, но как минимум подспудный конфликт местных жителей и, в общем-то, в самом прямом смысле аборигенов (еще одно утрирование киноштампа) с пришельцами из более развитого и цивилизованного мира. Как предполагается, и более опытного в делах поимки хитроумных преступников. Тем более, что жертвами преступлений становятся тоже ирландцы, одна из которых является дочерью ирландской судьи в очередном блистательном исполнении Мишель Фэйрли.

-5

Зрителям остается запастись попкорном и ждать, что консервативные и настороженные местные окажутся теми самыми преступниками, которые в попытке отстоять свое право на прекрасную собственную землю просто вынуждены идти на крайние меры и силой избавляться от цивилизационных, культурных и буквальных захватчиков. Зритель, конечно, коренным жителям Новой Зеландии очень сочувствует, но насилие не одобряет, и, настроенный на это свое затаенное неодобрение, продолжает ждать развития сюжета.

-6

И тут сюжет – все так же неспешно, плавно, но совершенно неумолимо – вдруг выныривает в неожиданном месте. Мы видим, как совершеннейшими дикарями тут являются (спойлер!) вовсе не маори, а представители той самой могущественной цивилизации, которая считает себя самой просвещенной и культурной. Оказывается, что ни просвещение, ни культура не в силах удержать цивилизованного человека от насилия, если он вдруг начнет считать, что насилие является единственным способом решения его проблем.

-7

За основным детективным сюжетом сериала на этом месте начинает выглядывать сюжет этический, ничуть не менее интересный, особенно когда основная загадка постепенно разгадывается. Мы видим, как много вреда может принести культурная и просвещенная цивилизация в доселе относительно дикий край, если культурой и просвещением она озабочена исключительно на словах. И видим, каких усилий стоит людям все-таки пожинать плоды этой культуры и просвещения, отсеивая от них все дурное и непригодное - и видим, как на это отсеивание у некоторых людей может уйти вся жизнь.

-8

Вопрос не в том, хорошо ли цивилизация или плоха сама по себе – для местных жителей она однозначно хороша, им совсем не хочется оставаться дикарями. Вопрос в том, почему цена этой цивилизации оказывается для них вдруг так высока, если они о ней даже изначально не просили. И почему этот цивилизационный обмен не работает в обе стороны, и цивилизованный мир остается таким равнодушным и жестоким к наилучшим достижениям пресловутых «дикарей». И можно ли говорить о подлинной цивилизованности там, где за ней скрываются только равнодушие и жестокость.