Весь мой информационный пузырь сейчас заполнен темой предстоящего электорального мероприятия, и мне, конечно, трудно конкурировать с мнением экспертов и что-то тут добавлять. И вряд ли, наверно, надо упоминать отдельно, что, конечно же, я приду на свой избирательный участок 17 марта в 12.00 (и вам советую). Но есть у меня еще пара мыслей, которые связаны все с той те темой архаичной и современной этики, о которой я в последние дни снова пишу.
Подумала, что среди прочих критериев, по которым можно отличить человека архаичной этики и человека современной этической нормы, довольно важно выделять еще и такое качество, как достоинство. В архаике, в парадигме сословного общества ведь его попросту не существовало. Был неприкосновенный демиург, оскорбление которого строжайшим образом каралось, и были покорные слуги, холопы, низшие сословия, которых можно было спокойно унижать вышестоящим, как им заблагорассудится.
Само понятие «человеческое достоинство» было сформировано именно современной этикой – той самой этикой, которая подразумевает, что все люди базово равны в своих человеческих правах. Что их нельзя унижать, лишать их законных прав и публично оскорблять. И вот это самое достоинство – признаки его существования в человеке – и говорит о том, что человек следует нормам и правилам современной этики здравого смысла. Такой человек никогда не даст себя унижать, использовать, не будет продаваться за полушку (и не за полушку тоже), он всегда будет строго следить за тем, чтобы его слова соответствовали его действиям.
Человек, знающий о том, что такое достоинство, всегда будет бояться его потерять опрометчивыми словами, нечистоплотными поступками, двусмысленной позицией по важным для других людей вопросам. Такой человек не может позволить себе публично лгать, выражать цинизм, ерничать и насмехаться над несчастьем и горем других людей.
Все, что происходит сегодня, в контексте текущего дня с так называемым электоральным мероприятием, для меня лично связано, прежде всего, с публичной демонстрацией отсутствия достоинства. Я говорю, само собой, не о центральном действующем персонаже – с ним все давно понятно – а о тех троих, которые взяли на себя едва ли не самую ужасную и неблаговидную роль из ныне возможных. Не думаю, что, отказавшись от этой роли, они бы как-то сильно пострадали. И их участие во всем этом говорит о том, насколько эти люди в принципе незнакомы с понятием достоинства.
Ведь, конечно же, они прекрасно знали и понимали, что без их участия вся эта история вообще была бы мало возможна – и это обстоятельство, вероятно, привело бы к каким-то позитивным изменениям в текущей ситуации. Но они на это пошли с открытыми глазами, полностью отдавая себе отчет в том, насколько их роль во всем этом неприглядна, как именно их имена останутся в учебниках будущего.
Чтобы решиться на это, нужно обладать особым хладнокровием, особой категорией бесчувственности, которая как раз отсутствием достоинства и характеризуется. Люди подобного склада настолько отказались от достоинства, что охотно готовы унижать сами себя, даже когда на это и нет особой необходимости, и когда это достоинство все-таки можно в какой-то мере сохранить.
Утраченное достоинство – как по мне, одна из центральных причин того, как вся эта нынешняя ситуация стала возможной. И в целом, если обобщать, нынешняя борьба добра со злом во многом выражается именно в борьбе людей с достоинством с людьми без достоинства. И пока люди не будут видеть в отсутствии достоинства что-то плохое, зло будет оставаться сильным и подкрепляться этим отсутствием достоинства для продолжения борьбы.