Геворк Алиханян — 1-й Первый секретарь ЦККП Армении
Родился в 1897 году в Тифлисе. Окончил семинарию в Тифлисе вместе с Анастасом Микояном, вместе с ним состоял в дашнаках, вместе стали большевиками. С 1918 по 1920 год был большевистским представителем в Тбилиси и Баку. Активный участник Бакинской коммуны и установления советской власти в Армении. Коммунистическая партия Армении была создана 31 декабря 1920 года, и Алиханян был избран её первым секретарем. Провозгласил советскую власть с балкона в Ереване перед собравшейся толпой и частями Красной Армии и послал вошедшую в историю телеграмму об установлении советской власти «вождям мирового пролетариата – Ленину, Троцкому, Зиновьеву», подписав: «Первый секретарь ЦК КП(б) Армении».
Через несколько месяцев его переводят на должность секретаря сначала Бауманского (Москва), затем Выборгского и Василеостровского районных комитетов партии (Ленинград), первый секретарь Володарского райкома. На протяжении всей жизни дружил с Агаси Ханджян, который также был убит Берией в 1936 году. В Ленинграде Алиханян подвергает Зиновьева резкой критике на собраниях и в прессе, за что его исключают из области и отправляют на работу в Сибирь. Решением ЦК Алиханян был отозван в 1926 году и снова перешёл на работу в Ленинград, сначала в качестве заведующего Организационным отделом Володарского райкома партии, а затем Выборгского райкома партии.
В 1931–37 годах работал в Исполкоме Коминтерна, ведал кадрами. Сумел спасти от расстрела руководителя югославских коммунистов Иосипа Броз Тито. Однако себя спасти от расстрела не удалось, став жертвой личной мести Берии за критику в его адрес. Арестован 26 мая 1937 года. Расстрелян 13 февраля 1938 года на полигоне «Коммунарка». Реабилитирована в 1954 году. Геворк Алиханян является отчимом Елены Боннэр, видной советской правозащитницы, жены Андрея Сахарова. Жена Геворка, мать Боннэр, была также арестована 10 декабря 1937 года и приговорена к 8 годам ссылки. Она стала одной из первых, кто пережил Великую чистку, реабилитированных Хрущевским правительством.
Геворк Алиханян увлекался поэзией декадентов и армянской классической поэзией, изучал иностранные языки и писал статьи. Известно, что Геворк знал Камо и Берию с юности, и даже дал последнему, за какое-то хамство с девушкой, в 1916 году пощёчину. Из воспоминаний Елены Боннэр: “Семью своего папы (отчима) Геворка Алиханяна я почти не знала. И его родственники не знали, что я не родная его дочь. Он просил маму никогда им этого не говорить. Из родных моего кровного отца Кочаряна Левона (умер через год после моего рождения) я знала только его мать, мою бабушку, Герцелию Тонунц. Её сестру Елену, которая нянчила меня в младенчестве, и деда я не помню. До революции они жили в Шуши, но бежали в Туркестан из Арцаха, когда там во время гражданской войны резали армян”. Также Елена Боннэр вспоминала, как по обыкновению, на ночь отец приносил в постель по яблоку или конфете, называя это “армянскими нежностями”. В редкие свободные минуты Геворк читал дочери стихи Блока, Брюсова, Бальмонта, Сологуба, Гумилева. Из армянских поэтов он предпочитал Нарекаци, Исаакяна и Чаренца.
Геворг Алиханян был нежным и добропорядочным сыном. Ежемесячно посылал матери Шушаник и сестре Айкануш деньги и особую справку, по которой они могли отовариваться в тбилисском спецмагазине. Шушаник одевалась в прекрасный традиционный костюм армянки. И вдруг всё это разом прервалось. Позже они с дочерью перебрались в Ереван. Потом наступил долгожданный 1954 год. Началась реабилитация невинных жертв сталинского режима. В один из дней на пороге её дома возникли двое в штатском, попросили написать заявление о назначении ей персональной пенсии. Объяснили – за сына. Старая Шушаник хлопнула дверью и прокричала: на что мне ваша пенсия, если вы не можете вернуть мне сына?!
.
.
.
Друзья, ваши подписки, лайки, репосты, комментарии помогут большему количеству людей увидеть материалы на нашем канале. Проявите пожалуйста активность!