«Доктор М» был создан Клодом Шабролем, которого язык не поворачивается назвать просто «французским режиссером». Он - кинотворец общемирового масштаба. И не какой-то создатель картинок, но мыслитель. Хотя не всегда его образы с первого раза понятны зрителю.
«Доктор М», вышедший на экраны в 1990 году, относится к числу подобных загадочных творений. Хотя надо учитывать, что лента создавалась в контексте столетнего юбилея Фриц Ланга, коему мы обязаны современным кино, как его привыкли его видеть на экране.
Ланг - никак не режиссер, он Демиург Канонов, чье величие не определялось количеством «Оскаров» и прочего публичного выражения признаний. Собственно это и хотел донести до зрителя Шаброль своей в известной степени провокационной лентой.
В ней мы можем увидеть отсылки не только к эпопее о докторе Мабузе («Доктор Мабузе – игрок», «Завещание доктора Мабузе» и т.д.), но и другим, не менее великим фильма Ланга, а именно, «Метрополису» (1927) и протонуару «М – город ищет убийцу» (1931).
Кинокартине Клода Шаброля не посчастливилось. Она была создана на границе эпох, когда ленты не предполагали работу «серым веществом». Зрителя не заставляли мыслить. Тот должен был пассивно погружаться в действие и плыть по нему. Оттого «Доктор М» представился странным, хмурым и безнадежным. Как раз таким, каким и должен был быть безукоризненный нуар.
Шаброль предпринимал игру, формируя выдуманную (в некоторой степени) действительность. В частности, «берлинская стена» не была сокрушена, оттого немецкая столица расчленена на «геополитические» части.
Берлином овладевает повальный психоз. В обеих его частях происходят неестественные летальные происшествия, походящие на акты сведения счетов с жизнью. Впрочем, очевидцы заявляют, что «покинувшие Бытие» были дольным оным. Как результат – появляется версия об «суицдвирусе», якобы способном спровоцировать целую эпидемию.
Обезумевшие люди пытаются покинуть город, как опасное место. Но один офицер полиции недоволен ходом следствия. Он сам берется «докопаться до истины». И в итоге выходит на загадочный ночной клуб «ТерраТос». Это не привычное место отдыха, но своего рода досуговая сеть, вызванная к жизни непостижимым доктором Марсфельдом.
Тот – на какой банальный злой-гений, но Пророк Танатоса, который заклинает «тьму погибели» для всего человечества. В 1933 году, сразу же после прихода к власти Гитлера «Завещание доктора Мабузе» попало под запрет. «Доктора М» не надо было запрещать – его просто-напросто не поняли.
Хотя именно сейчас эта лента видится как пророческая. Будто бы Шаброль смог заглянуть в будущее, то есть «наша настоящее», желая показать, что массовые психозы всего лишь являются искусным орудием в чьих-то руках.