Современные бетонные заводы – это высокотехнологичное оборудование, которое можно эксплуатировать круглогодично, но при соблюдении ряда условий. Основное из них – недопущение эксплуатации завода при температуре окружающей среды ниже +5°С. Достигается выполнение данного условия при помощи обшивки завода и размещения контура обогрева.
Впрочем, потребность в использовании бетонного завода в зимний период возникает не всегда. В таком случае бетонный завод в конце строительного сезона консервируют и возобновляют работу весной при достижении положительных температур окружающей среды. Но тогда возникает необходимость проведения подготовительных мероприятий после продолжительного простоя завода.
В этой статье мы дадим подробные рекомендации по расконсервации бетонного завода и его подготовке к новому строительному сезону.
Для начала хотелось бы обратить внимание на важность подготовительных мероприятий, так как качество их проведения напрямую скажется на долговечности оборудования. Согласитесь, будет неприятно остановить производство на долгосрочный ремонт в разгар сезона из-за поломки редуктора смесителя, которая произошла по причине несоблюдения регламенты замены масла.
Особенно быстро выходят из строя узлы, испытывающие постоянную интенсивную нагрузку. А потому основные узлы бетонного завода должны проходить регулярное техническое обслуживание, в особенности перед стартом нового сезона.
Отметим, что все работы необходимо проводить при строгом соблюдении техники безопасности. Во время проведения технического обслуживания и проверки механизмов завод должен быть обесточен, а на главный рубильник – повешена табличка «Не включать, работают люди».
Подготовка бетоносмесителя
Работы по расконсервации начинаем с сердца любого бетонного завода – бетоносмесителя. В паспорте каждого смесителя указан ресурс всех смазочных материалов, их спецификация и правила заливки. В связи с длительным зимним простоем завода рекомендуется провести полную замену масел во всех узлах смесителя – от редуктора и автосмазчика до подшипников.
Также очень важно иметь в наличии основные ЗИП для бетоносмесителя, а именно:
- броня
- лопатки
- уплотнительные узлы
- подшипники
- ремни привода
При замене масла в редукторе стоит обратить внимание на его чистоту и наличие примесей в виде стружки, которые могут говорить об износе шестерни. Далее необходимо осмотреть внутреннюю часть смесителя, очистить ее от остатков бетона, замерить зазоры между лопатками и броней, визуально осмотреть все сегменты брони на предмет повреждений. Если наблюдается износ, то лучше произвести замену узлов – допуски указаны в паспорте смесителя.
Датчик влажности, при его наличии, также следует визуально осмотреть на предмет сколов и повреждений. Все болты и гайки креплений брони, лопаток и рычагов необходимо протянуть. Не лишним будет еще раз убедиться в наличии зазоров между лопатками и броней, чтобы исключить их повреждение при запуске смесителя.
У двухвальных смесителей проверяем еще и натяжение ремней и проводим их визуальный осмотр - при необходимости меняем. Также протягиваем болты кардана-синхронизатора, проверяем водовод внутри смесителя и, при необходимости, его очищаем.
Подготовка основных узлов завода
Бункеры инертных материалов
Визуально осмотреть на наличие повреждений и сквозной коррозии требуется и бункеры инертных материалов. Места крепления вибраторов необходимо проверить на предмет появления трещин. Лента весового конвейера осматривается с целью выявления расслоения, задиров и иных повреждений.
Отметим, что перед консервацией завода на зимний период ленту необходимо расслаблять, а вот при проверке на наличие повреждений – натягивать. Также необходимо убедиться в полной комплектности роликов и свободе их вращения, проверить положение тензодатчиков, состояние страховочных элементов и зазоры упоров.
Скиповый подъемник
Максимально серьезно стоит отнестись к подготовке к работе данного элемента завода. На время консервации скиповый подъемник должен быть поднят выше уровня земли и зафиксирован стопорным механизмом. Осмотрите состояние тросов, барабанов, шкивов, оцените состояние колес скипа и путей, при необходимости проведите ремонтные работы, либо замените их.
Замените масло в подшипниках и в редукторе скипа. Смажьте трос и пути скипа. Также важно иметь в наличии ЗИП для скипового подъемника, чтобы в случае его выхода из строя, можно было оперативно заменить нужную деталь.
Наклонный конвейер
Здесь нужно провести те же операции, что и с весовым конвейером – проверьте ленту и проведите ее натяжку, оцените состояние роликов.
Силосы и шнеки
Если говорить о подготовке силоса для цемента, то прежде всего необходимо осмотреть фильтры, поменять картриджи и проверить состояние аварийного клапана. Далее вскрываем ревизионные лючки на шнеке, осматриваем состояние самого шнека, проверяем наличие/отсутствие остатков материала, льда. На финальном этапе вручную открываем затвор, осматриваем внутреннюю часть конуса силоса, шприцуем все подшипники и меняем масло в редукторе.
Дозаторная группа
Здесь мы визуально проверяем состояние гибких вставок, наличие материала в дозаторах; убеждаемся в отсутствии механических препятствий для правильного взвешивания; оцениваем, насколько свободен ход дозаторов. Также необходимо протянуть клеммы подключения тензодатчиков, провести проверку на отсутствие окислов и влаги в местах соединения.
Всегда имейте в наличии запасной комплект обвязки силоса:
- фильтр
- аварийный клапан
- датчики уровня
- система аэрации
- затвор с ручным приводом
Воздух и электрика
Воздушную трассу необходимо визуально осмотреть на предмет повреждений, а в компрессоре следует поменять масло и удалить влагу из влагоотделителя. В силовом шкафу протягиваем все клеммы и осматриваем оборудование на следы перегрева, проверяем состояние изоляции. Следует также вскрыть все БРНО двигателей, протянуть контакты и убедиться в отсутствии коррозии и следов влаги.
Запуск завода
Перед тем, как будет восстановлено питание завода, рекомендуем протянуть все болтовые соединения металлоконструкций – все же завод постоянно подвергается вибрациям и динамическим нагрузкам. Также необходимо убедиться, что все подготовительные работы завершены, а ревизионные люки закрыты. Только после этого можно включать питание и приступать к запуску тестового производственного цикла.
Также рекомендуем иметь в наличии комплект ЗИП для бетонного завода в который входят:
Начинаем с закрытия крана подачи воздуха в общую систему и проверяем настройки манометра, включаем компрессор. Далее отсоединяем крупных потребителей и продуваем общую магистраль открытием крана подачи воздуха. После этого возвращаем все на место.
Через АРМ оператора начинаем последовательно проверять работу исполнительных механизмов и срабатывание датчиков – особенно важно проверить срабатывание аварийных концевых выключателей и индукционных датчиков. Эту работу лучше всего проводить вдвоем - оператор по очереди запускает механизмы, а слесарь по рации передает результат. Необходимо проверить и корректность вращения двигателей. У двухвального смесителя важно проверить подачу смазки в уплотнитель вала. Для этого по очереди откручиваем шланги подачи смазки и убеждаемся, что смазка поступает.
Затем готовим эталонный груз для проверки и калибровки дозаторов. Проверяем правильность показаний по всей шкале путем нагружения по одной гире и проверки показаний. При этом, чем больше будет калибровочный вес, тем точнее будет работать тензометрия.
Запускаем тестовый замес без цемента для проверки работы механизмов под нагрузкой. Проверяем ход лент, слушаем, не появились ли посторонние звуки, следим за температурой двигателей и подшипников.
Теперь загружаем цемент в силос. Причем, не стоит грузить его доверху – при наличии проблем с подачей это может сыграть злую шутку. Делаем замес по заданной рецептуре и проверяем качество полученного продукта в лаборатории.
Заключение
В завершении статьи отметим, что бетонный завод – это надежное, защищенное от необратимых поломок и имеющее многоуровневую систему защиты промышленное оборудование. Но, как и всякое высокотехнологичное оборудование, бетонный завод требует качественного обслуживания, от которого во многом и будет зависеть бесперебойность его работы. Не стоит доводить состояние узлов завода до степени крайнего износа – лучше менять их превентивно, либо всегда держать достаточное количество запасных частей к тем узлам, что подходят к выработке ресурса.
А еще, если у вас установлена далеко не самая современная система управления заводом, то стоит задуматься о ее модернизации или замене, так как современные системы не только увеличат производительность завода, но и будут информировать о ресурсе тех или иных узлов и своевременно сообщать о необходимости их замены.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и узнавайте больше о рынке бетона!