В октябре 2016 года скончалась дочь истицы. Мать умершей не стала делать обращение к нотариусу, предположив, что она и так входит в список наследников. Однако ее внук быстро подал заявление о вступлении в наследство, не упомянув при этом другого законного наследника – свою бабушку, - сообщает пресс-служба судов Вологодской области.
В состав унаследованного имущества входили: квартира, участок земли и гараж, расположенные в деревне Ростилово, Грязовецкий район, доля в другой квартире Вологды и денежные накопления на банковских счетах.
Мужчина впоследствии получил все необходимые документы для вступления в наследство и зарегистрировал свое право собственности на полученные объекты.
С 1996 года пожилая женщина проживала и была зарегистрирована в квартире, расположенной в деревне Ростилово. Она активно использовала имущество, следила за его состоянием, платила за коммунальные услуги и ухаживала за земельным участком. Эта квартира была ее единственным местом жительства.
Однако в начале 2023 года ее 36-летний внук решил продать эту недвижимость, несмотря на то, что в ней продолжала жить его 92-летняя бабушка. Покупателями стали соседи по дому, многодетная семья. Они знали о том, что в этой квартире живет человек, но это не стало для них препятствием.
Оставшись без крыши над головой, пожилая женщина обратилась в суд, чтобы защитить свои права. Она подала иск с требованием признать ее законной наследницей имущества, а также заявила о недействительности свидетельств о наследовании и договоров купли-продажи.
Внук, ставший ответчиком по этому делу, подал встречный иск. В нем он указал, что не получил свою долю наследства после смерти отца в 2011 году и теперь хотел бы восстановить справедливость.
Суд установил, что пожилая женщина, являющаяся родственницей умершей, фактически приняла наследство, в то время как ее внук не использовал и не использует данное имущество. Он проживает и зарегистрирован в квартире в городе Вологда.
Исходя из норм законодательства, наследник, который постоянно использовал неделимое имущество, имеет право при разделе получить это имущество целиком в счет своей доли наследства.
Принимая во внимание все обстоятельства, суд удовлетворил иск пожилой женщины. Он признал ее законной наследницей и аннулировал свидетельства о наследовании, а также договоры купли-продажи имущества. Суд разделил имущество между сторонами: квартира в деревне Ростилово досталась истице, а квартира в Вологде и деньги на счетах - ответчику. Помимо этого, с внука были взысканы денежные средства в пользу его бабушки в размере 288 495 рублей 64 копеек, а также судебные расходы в сумме 50 673 рублей 29 копеек.
Апелляционная инстанция областного суда отменила решение нижестоящего суда в части признания недействительными документов о наследовании имущества и раздела наследства. Было принято новое решение: признать недействительными документы о наследовании; произвести раздел наследства; признать за женщиной право собственности на половину квартиры и земельного участка в деревне Ростилово и на одну треть квартиры в Вологде, а также на денежные вклады; взыскать с внука компенсацию за неравноценное распределение наследственного имущества в размере 603150 рублей 56 копеек; признать недействительными договоры купли-продажи недвижимости и взыскать с покупателей 1 млн. 200 тыс. рублей.
В остальном решение районного суда осталось без изменений, апелляционные жалобы - без удовлетворения.