Уже не раз предлагала читателям определить, в какой этике – современной или архаичной – существуют они сами и знакомые им люди. Найти эти и другие тесты можно в специальной подборке на канале. На днях мне пришла в голову еще одна мысль о том, какой безошибочный и верный признак может говорить нам о том, что в нас самих и в знакомых нам людях скрываются паттерны архаичной этики, даже если речь идет действительно о хороших людях.
От этого никто вообще не застрахован, и часто это совсем не вина человека – мы все, за редким исключением, воспитывались в довольно токсичной архаичной среде, среде искусственно насаживаемой архаики, допускающей любое насилие во всех его видах. То, что мы при этом умудрились стать неплохими людьми и не законченными злодеями – наша большая заслуга. Но надо идти по этой дороге дальше и научиться искоренять в себе любые признаки деструктивной этики, как Маленький принц искоренял на своей планете баобабы.
Итак, о чем же идет речь, какой признак может сигнализировать нам, что в нашей психике таятся остатки этой архаичной тьмы? Таким признаком является внезапная, совершенно беспричинная неприязнь к кому-то, кто не сделал нам никакого зла и, как мы можем знать, не причинил зла никому другому. То есть, когда человек не нравится нам сугубо по внешним проявлениям – по его типу лица, физической комплекции, одежде, возрасту, тембру голоса и так далее.
Все эти вещи не имеют к нам совершенно никакого отношения, все они являются составляющими личности человека, многие из которых он вообще не выбирал – например, тип лица, цвет кожи, пол, национальность или возраст. Но нам этот человек не нравится – он нам неприятен, вызывает негативные чувства, отталкивает, внушает страх или как-то еще болезненно отзывается в нашем сознании.
Для человека, в целом, остановлюсь коротко на этом, испытывать подобные чувства в адрес кого-то, совершенно ни в чем невиновного, характерно. У всех нас есть непрожитые и спрятанные нашими психическими защитами травмы, которые оживают, если мы вдруг сталкиваемся со связанными с этой травмой триггерами. Такое бывает, мы все люди, и так уж устроена наша человеческая психика. Кто-то боится старости, кто-то пережил токсичные отношения, кто-то испытал страшную потерю или другие потрясения. Мир вокруг нас наполнен напоминаниями о нашей боли, и немудрено, что мы ее то и дело проживаем вновь.
Проблема начинается не с того, что мы это чувствуем. Проблема начинается с того, что мы не присваиваем себе это чувство, а переносим его на субъект нашего переживания – того самого ни в чем не повинного человека. Мы начинаем считать его виновником наших неприятных переживаний, хотя он нам ничего плохого не сделал и вообще к себе не приглашал. И мало того – мы не просто считаем и назначаем его виновником своих собственных чувств. Мы еще заявляем об этом во всеуслышание, пишем об этом в соцсетях, постах и комментариях, выходим с этим заявлением на демонстрации и т. д.
Еще раз, повторюсь – этот человек не сделал нам и никому другому, как нам известно, ничего плохого. Никого не обокрал, не обманул, не унизил его достоинство, не довел до гибели дорогого нам человека, вообще никому не причинил никакого вреда. Просто он вот такой – не нравится он нам, и все тут.
Вот если мы считаем вполне нормальным такие чувства испытывать, считаем этого человека в этих наших чувствах виноватым и заявляем об этом во всеуслышание – это и есть верный признак того, что на дне наших душ по-прежнему плещется архаика. Мы не умеем определять причину наших чувств и эмоций, охотно готовы обвинить в них других и готовы оправдать этой искусственно сконструированной в наших головах «виной» любое насилие, которое мы посчитаем возможным по отношению к этому человеку. Такой образ мышления может завести нас на очень плохую дорогу – а понять это мы сможем слишком поздно.
В современной этике незыблемым постулатом является то, что если человек нам или другим ничего плохого не сделал (не ограбил, не убил, не покалечил и т. д.), то все наши чувства по отношению к этому человеку – это только наши чувства. Они говорят нам не о том, что с этим человеком что-то не так, а о том, что не так с нами. О том, что глубоко внутри нас сидят проблемы, о которых мы можем даже не догадываемся. И о том, что нам нужно первым делом искать в себе эти проблемы и разбираться с ними. С ними, а не с тем, кто нам почему-то не нравится.
Слишком толстые, слишком старые или молодые, некрасивые или красивые, рыжие, носатые и курносые люди не виноваты в том, что они вам не нравятся. Они такие, какие они есть, и чаще всего даже не по своей собственной воле. Даже если они как-то вызывающе выглядят и одеваются, манерно говорят и все прочее в таком духе, в норме современной этике осуждать их за это нельзя. Это попросту неприлично. Заявляя о том, что вам по каким-то вашим личным причинам не нравятся ни в чем не повинные люди – значит, заявлять только о том, что у вас есть нерешенные личностные проблемы. Но о них не нужно заявлять – их нужно просто решать.