Найти в Дзене
НЕМОДНЫЙ СЛАВА

Старые вещи и старые люди - почему и когда они нас привлекают

Нынешнего английского короля еще в пору, когда он скучал в наследниках, постоянно «разбирали по косточкам» на предмет одежды. И правильно делали, потому что в смысле одежды Карл/Чарльз - образец классического мужского стиля, джентльменского подхода и хорошего вкуса. Посмотреть, что там у него есть и поучиться можно и нужно.

Самый любимый журналистами и биографами повод - состояние и возраст некоторых предметов его одежды. 

Наверняка вы видели эти фотки, да и я сам их постил не раз. Костюм из ателье Anderson&Sheppard с заплатками на кармане.

Туфли John Lobb с несколькими заплатками, возраст которых более сорока слет, что подтверждено документально.

-2

Туфли Crockett&Jones, которые заношены до такой степени, что их модель не смог назвать ни сам принц Чарльз (ну ладно, он забыл), ни даже их производитель. Двубортное пальто, в котором он был сфотографирован несколько раз с интервалом в десятилетия, причем установлено, что это одно и тоже пальто. Точно такое же, кстати, как и пальто, в котором сфотографирован его отец, герцог Эдинбургский. И я даже не удивлюсь, если это то же то самое пальто. 

-3

-4

Иногда пишут, что это такое притворство богатеньких аристократов, которые хотят казаться ближе к народу. Это не так, конечно. Привычка или склонность занашивать вещи и пользоваться ими «до дыр» - истинно джентльменская и традиционная. 

Вот, например, Альфред Данхилл в начале своей карьеры занимался производством конской упряжи и приложил немало усилий к тому, чтобы его упряжь не выглядела новенькой и блестящей. И покупали у него, потому что, как говорил Данхилл, новенькая лаковая сбруя с блестящими клепками вызывала у его клиентов настоящее отвращение. 

Еще один пример я встретил в интервью с ведущим портным одного из легендарных ателье на Сэвил Роу, не хочу сейчас рыться и искать имя и название. Так вот он сказал, что если мы замечаем, что человек одет в новый костюм, то это не самый лучший костюм. 

Это не всегда и всем понятно, но вот такая джентльменская традиция. 

В некоторых книгах и статьях по истории мужского стиля и джентельменства есть упоминание, что еще в эпоху Бо Браммелла и первых денди богатые аристократы заставляли слуг вывешивать новую одежду под дождь и солнце, тереть ее песком и даже толченым стеклом, чтобы она выглядела не новой, поношенной. 

Публицист Жюль Барбе д’Оревильи писал, что сюртук нужно тереть стеклом «пока он не станет своего рода кружевом или облаком». Что-то я не верю во все это, при всем уважении к этому самому Жюлю. Разносить пиджак и тем более ботинки камердинер для господина, безусловно, мог, и, я полагаю, это делалось повсеместно. Но чтобы вот тереть недешевую одежду до прозрачности с риском порвать или как еще испортить - это вряд ли. 

Но старые вещи всегда были и остаются в ходу у джентльменов. Вот фотки английского дипломата сэра Тима Барроу, о котором в интересующем меня аспекте точно известно, что он является давним и постоянным клиентом лучших ателье Сэвил Роу. Он уж точно джентльмен и еще и пижон, что видно по кроваво-алой подкладке его строго формального синего костюма. На обеих фотках в руках у сэра  чрезвычайно старый потертый портфель. На вид он намного старше самого сэра. Я сам не разглядел, но в референсах к фоткам сказано, что на briefcase имеется небольшой герб королевской семьи. Ничего я про этот портфель так и не нашел, но его вид сразу вызвал множество увлекательных догадок. Может, он для этого и нужен? Может, в этом тоже скрывается магия старых вещей? 

-5
-6

Надо сказать честно, что японцы свою эстетику нарэ, то есть любовь к старым вещам и предметам, культивируют намного дольше бриттов. Вот цитаты: 

Следует предпочитать вещи, которые имеют глубинную тень, а не поверхностную ясность. 

Европейцы стремятся уничтожить всякий след засоленности, подвергая предметы жесткой чистке. Мы же, наоборот, стремимся бережно сохранить ее, возвести в некий эстетический принцип. 

То, что мы называем красотой, развивается обыкновенно из жизненной практики 

Следы человеческой плоти, замшелости, ржавчины, выветривания и дождевые потеки - это не только созерцание благородной старины, эстетические принципы и художественные изыски, это, прежде всего, генезис воспринимаемого японцами пространства

Японцы любят вещи не только за их полезность, но и за то, что, трогая вещь, ты пальпируешь историю

Но вернемся к старым вещам и людям. 

Про патину мы все слышали. Чаще всего ее связывают с обувью. Говорят, что моду на патинирование ввели Berluti. В незапамятные былинные времена, когда у нас были официальные Berluti и концерты Металлики, я общался с их главой представительства в Москве. Не Металлики, а Berluti. Мне тогда показали не только патинирование обуви, но и шрамирование, татуаж и прочую красоту. Это было впечатляюще. Сейчас патинирование обуви делают повсеместно. 

-7

Немножко разберемся с этим. 

Искусственное патинирование - это сложное окрашивание, итоговой целью которого является придание обуви вида старой. Некоторые компании, весьма уважаемые (те же Berluti, например) после окрашивания подвергают обувь еще и искусственному выцветанию с помощью смывки. 

-8

Естественное патинирование. Когда покупаешь обувь у компании, которая столетиями ее производит, то есть немалая вероятность носить одну пару десятилетиями. Со временем обувь становится даже лучше: верх становится мягче и принимает форму стопы, появляется патина (если обувь не черная), стелька «обнимает» стопу. 

Но появляются, конечно, и заломы, трещины и сквозные повреждения. В таких случаях ставят заплатку изнутри, что, безусловно, не спасает от заломов, которые скоро вернутся даже после использования жидкой кожи и прочих современных ухищрений. 

А самый простой процесс естественного патинирования происходит в результате наложения множества слоев крема. Простой, но очень очень долгий процесс. 

Еще один вариант получения эффекта старой обуви, это использование так называемой «музейной кожи». Такую кожу получают на фабрике с помощью специального окрашивания и об этом я как нибудь напишу отдельно. Такая кожа обладает слегка мраморной расцветкой, выглядит элегантно и избавляет от многолетнего ожидания появления эффекта благородной старины. 

-9

Но не обувью единой старение происходит. 

Возьмем, к примеру, легендарные куртки Barbour или Belstaff. Знатоки ценят их именно за потертости. Я уж не говорю про джинсы. Гигабайты исписаны по поводу естественных артефактов на джинсах, возникающих со временем: «усы»вокруг ширинки, заломы под коленями, протертости, дырки, подтеки от линьки и тп. Конечно, если есть спрос, есть и предложение и искусственно состаренные, протертые и порванные джинсы сейчас купить не проблема. 

-10

Прочел в одном блоге: «в современном языке одежды культура красивого натурального старения не распространена и остаётся прерогативой узкой прослойки ценителей элегантности и винтажа. Костюм с дырами от моли — сомнительный повод для гордости, особенно перед условными офисными коллегами или деловыми партнёрами. В популярных стайл-инстаграмах десятилетних (да и пятилетних, скорее всего) туфель вы не найдёте. Соцсети — новый глянец, где морщинок на пиджаках и заломов на туфлях просто не существует, ведь они не собирают лайков.»

Вот да. 

Ну а про красивое и некрасивое старение людей чуть позже. 

И так уже опять получился слишком длинный и обстоятельный текст, все подписчики разбегутся картинки в инсте смотреть.