Найти в Дзене
Живописные истории

«Даная» Орацио Джентилески

«Даная» — одно из самых блестящих творений итальянского художника Орацио Джентилески (1563-1639), захватывающее своей красотой и ослепительным изображением света, играющего на разнообразных поверхностях атласа, льна и позолоченного металла. Даная изображена лежащей на кровати в запертой тайной комнате, куда её поместил отец, царь Акрисий Аргосский, чтобы она никогда не встретила мужчину и не родила сына, рука которого лишит его в будущем жизни. Юпитер, увидевший и влюбившийся в неё, появляется в видя дождя из золотых монет и стружки (последняя деталь беспрецедентна в изображениях данного сюжета и, насколько известно, добавлена без опоры на какой-либо литературный источник). Купидон отодвигает занавеску, чтобы Юпитеру было удобней "войти" в закрытую комнату, а Даная протягивает руку в риторическом жесте, означающем либо согласие, либо мольбу. Близость позы Данайи к фигуре спутницы Христа Марии Магдалины подчеркивает контраст между двумя видами союза — духовным и cексуальным. Хотя те

«Даная» — одно из самых блестящих творений итальянского художника Орацио Джентилески (1563-1639), захватывающее своей красотой и ослепительным изображением света, играющего на разнообразных поверхностях атласа, льна и позолоченного металла.

Даная изображена лежащей на кровати в запертой тайной комнате, куда её поместил отец, царь Акрисий Аргосский, чтобы она никогда не встретила мужчину и не родила сына, рука которого лишит его в будущем жизни.

Юпитер, увидевший и влюбившийся в неё, появляется в видя дождя из золотых монет и стружки (последняя деталь беспрецедентна в изображениях данного сюжета и, насколько известно, добавлена без опоры на какой-либо литературный источник).

Купидон отодвигает занавеску, чтобы Юпитеру было удобней "войти" в закрытую комнату, а Даная протягивает руку в риторическом жесте, означающем либо согласие, либо мольбу.

Орацио Джентилески «Кающаяся Мария Магдалина», 1622/28 гг.
Орацио Джентилески «Кающаяся Мария Магдалина», 1622/28 гг.

Близость позы Данайи к фигуре спутницы Христа Марии Магдалины подчеркивает контраст между двумя видами союза — духовным и cексуальным.

Хотя тема и эрoтическая, главная героиня Орацио Джентилески далека от Данайи с полотен Корреджо и Тициана.

Тициан «Даная», ок. 1554 г.
Тициан «Даная», ок. 1554 г.

Джентилески был знаком со знаменитой картиной Тициана из коллекции Фарнезе, которую Вазари уместно описывает как "обнажённую женщину, изображенную в образе Данаи".

«Даная» Джентилески на удивление целомудренна.

Что хорошо заметно на контрасте с более ранним исполнением Артемизии Джентилески, изображающим cексуальную жадность монетами на коленях царевны и теми, которые она крепко держит в кулаке.

Артемизия Джентилески «Даная», 1612 г.
Артемизия Джентилески «Даная», 1612 г.