Найти в Дзене

ЛОМОНОСОВ. Как в городе появилась улица имени выдающегося учёного Н.А.Рубакина.

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ? УЛИЦА РУБАКИНА Улица, которая никак не могла устояться Сегодня улица Рубакина тянется от Кронштадтской улицы, пересекает Петербургскую и уводит на самую окраину города, к улице Первомайской, где когда-то, прямо напротив Нижнего парка, располагалось вредное резиновое производство, филиал знаменитого «Красного треугольника». Однако на протяжении столетий улица Рубакина постоянно меняла свои очертания. Она продлевалась, теряла фрагменты и обретала новые! Улица появилась в конце 18 века, называлась 2-я Нижняя улица и располагалась прямо за 1-й Нижней от Дворцового проспекта. Позже, когда уже появилась железная дорога, она была продлена и доходила до железнодорожной линии. Во второй половине 19 века к ней ненадолго присоединили расположенную за речкой Карастой Шведскую улицу. В советское время 2-я Нижняя потеряла значительный участок, расположенный за Кронштадтской улицей, в связи с тем, что вдоль железной дороги разросся жилой микрорайон, а прямо по
Оглавление
Памятник Н.А.Рубакину в сквере на Привокзальной площади /фото из личного архива/
Памятник Н.А.Рубакину в сквере на Привокзальной площади /фото из личного архива/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

УЛИЦА РУБАКИНА

Улица, которая никак не могла устояться

Сегодня улица Рубакина тянется от Кронштадтской улицы, пересекает Петербургскую и уводит на самую окраину города, к улице Первомайской, где когда-то, прямо напротив Нижнего парка, располагалось вредное резиновое производство, филиал знаменитого «Красного треугольника». Однако на протяжении столетий улица Рубакина постоянно меняла свои очертания. Она продлевалась, теряла фрагменты и обретала новые! Улица появилась в конце 18 века, называлась 2-я Нижняя улица и располагалась прямо за 1-й Нижней от Дворцового проспекта. Позже, когда уже появилась железная дорога, она была продлена и доходила до железнодорожной линии. Во второй половине 19 века к ней ненадолго присоединили расположенную за речкой Карастой Шведскую улицу.

Карта нижней части города у вокзала /фото с Гугл карты/
Карта нижней части города у вокзала /фото с Гугл карты/

В советское время 2-я Нижняя потеряла значительный участок, расположенный за Кронштадтской улицей, в связи с тем, что вдоль железной дороги разросся жилой микрорайон, а прямо посреди улицы вырос 5-этажный дом, в котором долгое время располагался знаменитый в городе книжный магазин «Горизонт» (его место сегодня занимает магазин «Пятёрочка»). В 1967 году к оставшемуся участку 2-й Нижней улицы вновь присоединили бывшую Шведскую, и вся улица получила имя Рубакина. Не уверена, что сегодня даже все жители города Ломоносова знают, в честь кого она названа.

В честь кого улица получила имя?

В Петербурге улицы стали получать официальные названия лишь к концу 18 века. Эти названия обычно отражали либо их географическое местоположение, либо название объектов и предприятий, которые на них находились. Во 2-й половине 19 века появилась мода давать улицам имена членов императорской семьи. А в начале 20 столетия улицы стали получать имена выдающихся людей!

Поначалу этой чести удостаивались улицы, на которых проживали исторические личности. Но вскоре уже отдельные личности стали удостаиваться именных улиц! Огромное значение имела популярность этих людей в те или иные времена. После революции самыми выдающимися были революционеры, после войны – героические защитники родины. В маленьком Ломоносове обязательно отыщутся улицы, названные именами и тех, и других. Я уже гуляла по Екатерининскому переулку, названному в честь дочери хозяйки Ораниенбаума, по Манежной улице со зданием Манежа, Угольной улице с бывшими угольными складами и по Дворцовому проспекту, ведущему ко дворцу. А остановилась я в сквере у Привокзальной площади (ну, конечно, с вокзалом!) За ним и тянется улица Рубакина, получившая название в честь родившегося на ней выдающегося человека.

Если кому-то ещё не знакомо это имя, недавно появившийся в мемориальном сквере у вокзала памятник в виде раскрытой книги познакомит с нашим земляком Николаем Александровичем Рубакиным (1862-1946), писателем и просветителем, библиографом, книговедом и собирателем книг. А ещё он занимался удивительным делом – популяризацией хорошего и полезного чтения. Благодаря Рубакину появилась наука библиопсихология, базирующаяся на взаимозависимости трёх неразрывных факторов: «читатель – книга – автор». В Ломоносове увековечили память о выдающемся земляке, но ещё раньше прославил фамилию его отец – очень уважаемый в Ораниенбауме человек.

Н.А. Рубакин /фото с сайта old.bigenc.ru/
Н.А. Рубакин /фото с сайта old.bigenc.ru/

Рубакины благотворители

На улице Рубакина стоит поговорить о семье Рубакиных, хорошо известной в свое время в Ораниенбауме. Дед известного библиографа Николая Рубакина, Иосиф Андреевич, был из «пскопских» староверцев. В 30-х годах 19 века он купил двухэтажный деревянный дом с резными наличниками на 2-й Нижней улице в Ораниенбауме и стал торговать лесом (и как это раньше без интернета он из Пскова присмотрел домик в Ораниенбауме?) Дела шли хорошо, семья пользовалась уважением в городе благодаря своей порядочности, успешности и, не в последнюю очередь, благодаря благотворительности.

Примерно в этои месте за деревьями стоял семейный дом Рубакиных /фото из личного архива/
Примерно в этои месте за деревьями стоял семейный дом Рубакиных /фото из личного архива/

Сын Иосифа, Александр Рубакин (1830-1896), продолжил и приумножил дело отца. Ему принадлежала лесная биржа, несколько доходных домов на Дворцовом проспекте. А ещё он взял в аренду участок побережья и устроил городские купальни. У отдыхающих дачников они пользовались популярностью. Залив всегда отличался мелководьем в прибрежной части. Для купания был построен помост, далеко уходящий в залив, с которого в воду спускались деревянные лесенки. Вдоль помоста стояли деревянные кабинки для переодевания. В те времена, когда купание было очень интимным делом, такой сервис оказался востребован и постепенно сделал купание в заливе непременным летним развлечением.

Купальни в Ораниенбауме /фото с сайта pastvu.com/
Купальни в Ораниенбауме /фото с сайта pastvu.com/

Александр Рубакин сыграл немалую роль в улучшении, как сейчас сказали бы, имиджа города. Завоевав своими делами почёт и уважение, он неоднократно избирался градоначальником – главой городской Управы. В этой должности он находился 18 лет! Это при нём появился сад у вокзала, а в нём театр. При нём была создана библиотека в городском училище, на улицах наведён порядок, а Ораниенбаум стремительно стал набирать обороты популярности у петербуржцев!

Рубакинские бани и «Первомайская заря»

А ещё прославился Александр Рубакин своими городскими банями. Они находились недалеко от собственного дома купца. Здание было одноэтажное и занимало огромную территорию прямо рядом с Привокзальным садом. Бани были доступны для всех слоёв населения и приносили немалый доход. Правда, удовольствие от посещения определялось стоимостью билета. Помыться в бане мог себе позволить любой горожанин! А вот получить удовольствие – лишь состоятельный! Аристократы, в том числе Ораниенбаумские дачники, ходили в баню не только помыться! Там «очищались», оздоравливались, расслаблялись, общались и наполнялись вдохновением!

Это было место для наслаждений, со своими церемониалами и сакральными процедурами! Читая о петербургских банях в литературе, нестерпимо хочется попасть в баню 19 века! Вот и в Рубакинские бани, а именно так их стали называть горожане, так хочется заглянуть через столетие, чтобы ощутить их уникальную атмосферу! К сожалению, горожане в своё время не поделились этими интимными впечатлениями, и документальных свидетельств не осталось.

Рубакинские бани, за ними - здание вокзала, фото 1968 года /фото с сайта Ситиволс от пользователя DSROpen/
Рубакинские бани, за ними - здание вокзала, фото 1968 года /фото с сайта Ситиволс от пользователя DSROpen/

Ещё печальнее, что теперь от бань не осталось и здания, хотя бы в том обличии, какое оно приобрело в 20 веке, потому что пару лет назад со зданием случилась беда! Оно было уничтожено пожаром и сейчас находится на реставрации. А современная реставрация очень часто предполагает полный снос стен и воссоздание постройки заново.

Печально, что здание исчезло! В качестве бань оно, правда, уже давно не функционировало! Зато старожилам оно хорошо было известно, как швейная фабрика «Первомайская заря», открывшаяся на территории бань в советское время! Здание было надстроено вторым этажом и оштукатурено. Это было крупное производственное предприятие, на котором с гордостью трудились разные ломоносовские мамы. Работницы ломоносовской фабрики, по мере возможности, старались сделать советских женщин нарядными. Каждое изделие, на прилавках, если на нём обнаруживалась этикетка фабрики «Первомайская заря» обычно радовало! И не только потому, что было оно родом с малой родины! Как правило, эти изделия отличались интересными фасончиками и весёленькими расцветочками!

Так выглядело здание до пожара /фото с сайта http://tpsk.info/
Так выглядело здание до пожара /фото с сайта http://tpsk.info/

После наступления новых времен, лихих 90-х, когда все предприятия по очереди закрылись, здание долго пустовало и не украшало город! И всё же, неожиданно обрело новую жизнь. Здание вновь «заулыбалось», когда в нём в начале 2000-х открылся торговый центр, очень уместный у вокзала! Да ещё и название получил завидное – «Меншиков-холл», в честь основателя города (правда, я об этом узнала только после пожара)! Но огонь не щадит ни историю, ни современность! Сейчас старое здание снесли. От него осталась лишь стена, протянувшаяся вдоль сквера на Привокзальной площади. Всё, что происходит на стройке, скрыто заборами и баннерами. Хочется верить, что возрождённое здание будет напоминать нам старые Рубакинские бани! Ну, хотя бы, в том виде, в каком горожане его помнят!

Рубакин был одним из самых богатых горожан, с доходов отчислялись огромные суммы в городской бюджет, который, благодаря Рубакину, рачительно использовался на благо Ораниенбаума. Правда, к концу жизни богатство Александра Рубакина незаметно растаяло. А причиной стала поддержка сына, которого преследовали неудачи и неприятности!

Строптивая жена и непокорные сыновья

Александр Рубакин, городской глава Ораниенбаума, конечно, хотел видеть своих сыновей продолжателями семейного дела! Наверное, втайне мечтал он и о том, что когда-нибудь он передаст одному из них эстафету управления городом! Он старался воспитать в них деловые качества, а потому Николая и Михаила с малолетства приобщал к работе на бирже и к другим своим делам. Но вот беда – мальчики совсем не проявляли интерес к бизнесу!

Они тянулись к знаниям! Вероятно, эту страсть оба унаследовала от своей матери. Лидия Терентьевна хоть и была из купеческой семьи, но уж очень с детства полюбила книги! Они сделали её женщиной весьма своенравной, независимой и свободной во взглядах. Она постоянно занималась самообучением и конечно, мечтала дать сыновьям хорошее образование. Однако муж, хоть и сделал немало для развития образования в Ораниенбауме, был против продолжения обучения сыновей после окончания местного училища. У купцов это считалось даже неприличным! В итоге семейные разногласия закончились тем, что жена уехала и увезла сыновей из Ораниенбаума в Петербург.

Н.А.Рубакин в молодом возрасте /фото с сайта biblioteka.lmn.su/
Н.А.Рубакин в молодом возрасте /фото с сайта biblioteka.lmn.su/

В Петербурге мальчики закончили сначала реальное училище, а потом Николай поступил на естественный факультет Университета и закончил его с золотой медалью. Параллельно он прослушал курс лекций на юридическом и филологическом факультете. А Михаил учился в Технологическом институте. Не сидела без дела и их мать. Она открыла собственную публичную библиотеку, в которой целыми днями пропадал Николай. Эта библиотека стала не только миром книг, открывшимся юноше, но и местом, где он с интересом изучал читателей. Она и стала началом дела всей его жизни.

Отец, наверное, сильно переживал в сложившейся ситуации. В купеческой семье немаловажно было, «что скажут люди». Честь и порядочность – качества, характеризующие во многом русское купечество (а потому его не следует отождествлять с «торгашеством»). И Александр Рубакин берёт вскоре все расходы по обучению сыновей, а также по содержанию библиотеки жены. Но это было лишь начало!

Как Николай Рубакин стал учёным

Книги и учёба, как и следовало ожидать, привели к свободомыслию. В матушкиной библиотеке собирались передовые писатели того времени, Николай был молод и с восторгом разделял взгляды революционно настроенных студентов. Тогда в жизни Николая появилась новая литература, которая, естественно, была нелегальной. Николай примкнул к «Социалистическому течению русской общественной мысли». Результатов долго ждать не пришлось. Он вскоре стал объектом внимания полиции. В ходе обысков (1886), проведённых у членов организации, у него обнаружили запрещённую литературу и арестовали. Отпустили под залог, который внёс отец.

Александр Рубакин очень надеялся вразумить сына, а потому приветствовал его начинания в типографском деле, когда тот приобрёл небольшую бумажную фабрику в Стрельне! Но дельцом-предпринимателем Николай никогда не был, и через 3 года фабрика разорилась! Долги покрывать снова пришлось отцу. Это стоило пары доходных домов на Дворцовом проспекте, которые он вынужден был продать.

После ареста Николай уже не мог заниматься научной деятельностью в Университете. Вот тогда он и увлёкся всерьёз библиографией. Он берётся систематизировать материнскую библиотеку, пишет научные статьи простым, доступным любому читателю языком и занимается просвещением «новых людей», которые потом сделают революцию. Николай Рубакин поддерживал революционеров революции 1905-1907, но, после последовавшей реакционной политики властей, он был вынужден покинуть Россию. Он переехал в Швейцарию, где и продолжил свою научную деятельность. Его работами и книгами, которые он вновь начал собирать, пользовалась вся дореволюционная эмиграция. После 1917 на родине не забыли о его поддержке заграничному подполью. Даже отойдя от политики, он, тем не менее, пользовался уважением молодого советского государства и получал от него пенсию.

Его жизнь удивительным образом поделилась пополам. Первую её часть он прожил в России, ощутив весь накал страстей на рубеже 19-20 веков. Вихрь революционных событий закружил его, и он оказался в другой стране, с её тихой и размеренной жизнью. Но везде Рубакин оставался верен книге. Он создал науку о чтении книг. Его методики обучают процессу извлечения знаний из книг, а многочисленные систематизаторы и каталоги облегчают процесс доступа к нужным книгам.

Книга оказалась международным понятием. Рубакина называли «лоцманом книжного моря» и «энциклопедистом вне времени и пространства». Он прожил долгую жизнь, 82 года, и скончался в Лозанне, в 1946. По его завещанию вся его бесценная библиотека была передана в дар России и сегодня находится в Российской государственной библиотеке в Москве в персональном фонде. Прах тела учёного также перевезли на родину в 1948. Он был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Небольшая улочка в маленьком городке, на которой родился ученый-книговед, носит его имя! Горожане должны помнить и гордиться своим выдающимся земляком!

Продолжение:

А начало книги здесь! Переходите по ссылкам, читайте всю книгу:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!