Не так давно попалась мне на одном из каналов статья с описанием причин, по которым русские императоры брали в жены немецких принцесс.
Среди таких причин автор называл, в том числе, небогатое положение немецких принцесс, которые были благодарны за возможность стать императрицей большой страны. А принцессы из более богатых стран в Россию замуж выходить не хотели.
На мой взгляд, утверждение очень спорное. Ведь 2 принцессы, отцы которых были королями вполне благополучных европейских стран, в свое время стали русскими императрицами - супруга Николая I Александра Федоровна была до замужества принцессой Прусской, а супруга Александра III Мария Федоровна - принцессой Датской (и сестрой английской королевы). Братья обеих императриц также стали королями своих стран.
Таким образом, речи об облагодетельствовании принцесс российской короной смахивают на лукавство.
Однако, если отвлечься от прусской и датской принцесс, можно сделать одно очень интересное наблюдение относительно генеалогии и родственных связей других девушек, ставших в 19 веке супругами российских императоров.
Начнем мы чуть раньше 19 века с первой супруги будущего императора Павла I Натальи Алексеевны. Урожденная принцесса Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская, всего 3 года прожившая в России и скончавшаяся при родах, была родной тетей по матери для Елизаветы Алексеевны, супруги следующего императора Александра I.
Елизавета Алексеевна, урожденная Луиза-Мария-Августа Баденская, прожив в браке с мужем 24 года, не смогла родить мужу наследника, в результате чего престол после смерти Александра перешел к его младшему брату Николаю (в обход второго брата Константина).
Об истории любви, в результате которой императором стал не второй, а третий брат, можно прочитать здесь.
Племянник Александра l, будущий император Александр II, настолько влюбился в племянницу Елизаветы Алексеевны Максимилиану Вильгельмину Марию Гессенскую, что даже почти подтвержденные подозрения в ее незаконнорожденности не стали препятствием к браку и гессенская принцесса осталась в истории России как императрица Мария Александровна.
А спустя еще одно поколение на трон вместе с мужем взошла Алиса Гессен-Дармштадтская, в крещении Александра Федоровна, внучатая племянница Марии Александровны.
Таким образом, если не учитывать принцесс из королевских домов Дании и Пруссии, то российскими императрицами в 19 веке становились исключительно близкие родственницы, что при внимательном рассмотрении кажется вполне логичным вот почему:
Мать принцессы Баденской, маркграфиня Амалия будучи девицей на выданье, вместе с сестрой, которая потом выйдет замуж за Павла I, приезжала в Россию на смотрины, не была избрана, однако сохранила хорошие отношения и с Екатериной II, и с ее сыном. Спустя 6 лет императрица поздравила баденское семейство с рождением маленькой принцессы Луизы, а цесаревич Павел Петрович вообще состоял в достаточно частой переписке с Амалией. Поэтому совсем не удивительно, что именно на дочь Амалии сразу обратили внимание при выборе невесты Александру Павловичу. Все таки родственники хорошо известны, сюрпризов можно не ждать.
Гессенская принцесса Мария, наоборот, первоначально не рассматривалась в качестве потенциальной невесты, так как все окружение девушки было уверено, что ее отцом являлся вовсе не герцог Гессенский, хотя последний признал ее своей дочерью. Но клеймо незаконнорожденности смыть было достаточно трудно в то время. Однако это не помешало будущему Александру II, посещавшему в Дармштадте герцога, который приходился ему родственником (жена герцога была сестрой тети Александра Елизаветы Алексеевны), влюбиться в юную принцессу, побороть сопротивление своей матери, и в итоге жениться на ней. Кто знает, встретились ли бы Александр и Мария, не ненеси Александр этого родственного визита.
Родственные отношения с Гессенским домом Романовы поддерживали и в дальнейшем. Когда у племянника Марии Александровны Людвига Гессенского и его супруги, английской принцессы Алисы родился шестой ребенок - дочь, названная Алисой в честь матери, одним из крестных новорожденной стал сын Марии Александровны - будущий император Александр III. Такое довольно близкое родство способствовало знакомству другого сына Марии Александровны Сергея со своей будущей женой, старшей сестрой Алисы, принцессой Эллой. Затем на свадьбе Сергея и Эллы уже Алиса познакомилась с наследником российского престола, будущим Николаем II. В дальнейшем Николай и Алиса, или Аликс, как он называл ее, полюбили друг друга, и как и их бабушка, сломив сопротивление родных, вступили в брак.
Так Алиса стала императрицей Александрой Федоровной, о личности которой до сих пор высказываются диаметрально противоположные мнения, но это уже будет совсем другой рассказ.
Ну что же, на мой взгляд, можно сделать вывод о том, что столь близкое родство русских императриц далеко не случайно. Скорее, оно явилось следствием достаточно близкого общения российской императорской семьи с европейскими родственниками по предыдущим бракам.
А вы как думаете, уважаемые читатели?