Найти тему

В России всерьез задумались над регулированием работы маркетплейсов

В Госдуму рассмотрят законопроект, направленный на ограничение деятельности маркетплейсов. В случае принятия документа поправки заработают с 1 марта 2025 года.

Авторы поправок предлагают среди прочего запретить маркетплейсам собирать с покупателей комиссию за возврат товара. Такую систему возврата покупок стали использовать многие торговые площадки, при этом четкого законодательного регулирования на этот счет нет. Это все, безусловно, приводило к негодованию среди потребителей.

Законопроект предусматривает и другие поправки, регламентирующие деятельность также продавцов, владельцев пунктов выдачи товаров (ПВТ) и крупный маркетплейсов. К последним относят площадки, которые занимают от 20% рынка и более.

Например, крупным площадкам будет запрещено:

  • проводить акции без согласования с партнером и брать за услуги более 10%,
  • менять свои договорные условия в одностороннем порядке или ухудшать положение продавцов и владельцев ПВТ без предварительного уведомления,
  • продавать товар собственных торговых марок в ущерб другим продавцам.

Данные изменения, как отмечают авторы поправок, преследуют цель унификации правового регулирования этой сферы деятельности, а также защиты других участников рынка от участившихся случаев «произвола» со стороны маркетплейсов.

Напомним, что в прошлом году в Госдуму был внесен еще один законопроект (№ 445923-8), ужесточающий правила работы маркетплейсов. Однако тогда группа депутатов предложили закрепить в законе норму о возможности изменения условий договора только по соглашению сторон и не чаще одного раза в год. При этом стороны должны заранее (минимум за 30 дней) уведомить о своем намерении. Авторы также настаивают на ужесточении требований для маркетплейсов в части выставления штрафов контрагентам и запрета доступа владельцев к своим личным кабинетам.

Реакция бизнеса на тот законопроект была практически молниеносной. Текст законопроекта вызвал негативную реакцию со стороны одного из крупнейших игроков этой индустрии — компании Ozon. В компании заявили, что предложенные поправки (в изначальном виде) могут поставить под удар само существование этой бизнес-модели в России. В итоге компания направила в Минэкономразвития свои предложение и замечания относительно законопроекта. Документ еще находится на рассмотрении парламентариев.

Подписывайтесь на наш канал и получайте еще больше полезной информации и советов для бизнеса.

Всегда свежие новости и актуальные законодательные инициативы вы найдете также на сайте Ассоциации и на канале в Telegram.