Найти в Дзене
Русский мир.ru

Хроники Древней Руси. Часть 3

Оглавление

Предлагаемый вниманию читателя проект не является систематическим изложением или, тем более, курсом русской истории. Это именно хроника или, точнее, хроники — авторский взгляд на события того или иного года. Причем автор сам выбирал то событие или те события, которые казались ему интересными или значимыми: иногда — не самые заметные на первый взгляд; иногда — очень заметные и, в полном смысле этого слова, определяющие общее направление истории страны и народа.

Текст: Алексей Карпов

Продолжение. Начало см.: "Русский мир.ru" № 1–2 за 2024 год.

ГОД 885-Й

Предшествующие два года заняты в летописи краткими известиями о войнах Олега с древлянами (883) и северянами (884) — славянскими племенами, соседями полян. Олег победил тех и других и возложил на них дань. Но, завоевав сначала Киев, а затем обязав северян платить дань себе (причем возложив на них "дань легкую", что особо отметил летописец), Олег вступил в конфликт с могущественным Хазарским каганатом — крупнейшим в то время государством Восточной Европы, которому и поляне, и северяне выплачивали дань прежде. "И не дал им козарам дани платить, сказав: "Я им противник, а вам незачем", — приводит летописец слова Олега, обращенные к северянам, обитателям так называемой Северской земли, занимавшей западные области нынешней России и восточные — Украины.

Под 885 годом летопись сообщает о новом походе Олега — против еще одного славянского племени — радимичей, расселившихся в междуречье верхнего Днепра и Десны, по реке Сож и ее притокам (на территории нынешней Белоруссии и западных областей РФ). Радимичи также были данниками хазар.

Из "Повести временных лет":

"Послал [Олег] к радимичам, сказав: "Кому дань даете?" Они же отвечали: "Козарам".

И сказал им Олег:

— Не давайте козарам, но мне дайте!

И стали давать Олегу по щелягу, как и козарам давали.

И обладал Олег полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал".

("Щеляг" — это, по всей вероятности, арабский дирхем, получивший у еврейских купцов наименование "шэлэг", то есть "белый" в значении "серебряный". Уличи и тиверцы — восточнославянские племена, жившие на юго-западных землях будущего Древнерусского государства: соответственно, между Бугом и Днестром и между Днестром и Дунаем. — Прим. авт.)

Война с Хазарией, уже терявшей свои позиции в Восточной Европе, становилась неизбежной. Между прочим, естественными союзниками Олега в этой войне должны были стать печенеги — враги хазар. На раннем этапе своей истории печенеги не всегда выступали противниками Руси. Арабский географ X века Ибн Хаукаль вообще называл их "шипом и силой русов", то есть предполагал их участие в войнах на стороне Руси в качестве главного и передового, ударного отряда. Впрочем, союз с печенегами почти всегда был крайне неустойчивым и легко оборачивался войной, внезапным набегом. "Частенько, когда у них нет мира друг с другом, они (печенеги. — Прим. авт.) грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб", — писал в середине X века в своем трактате "Об управлении Империей" знаменитый византийский император Константин Багрянородный.

Хазарская серебряная монета, напоминающая арабский дирхем. Надпись: "Моисей — посланник Бога". Готландский исторический музей в городе Висбю. Швеция
Хазарская серебряная монета, напоминающая арабский дирхем. Надпись: "Моисей — посланник Бога". Готландский исторический музей в городе Висбю. Швеция

О прямом столкновении Олега с Хазарским каганатом мы знаем, скорее, от Пушкина ("Как ныне сбирается вещий Олег // Отмстить неразумным хозарам..."). Летописи же об этом молчат, сообщая лишь о вражде Олега к хазарам ("Аз им противен..." и т.д.). Однако сохранился еврейский документ хазарского происхождения (иудаизм был религией значительной части хазарского общества), прямо сообщающий о войне с Русью. Это письмо неизвестного хазарского еврея X века (так называемого "Кембриджского анонима" — по месту хранения документа), подданного хазарского царя Иосифа. Рассказывает это письмо о походе русского князя "Х-л-гу", то есть Олега, на один из городов Хазарского каганата. Название города искажено — "С-м-к-рай", но легко догадаться, что это "Самкарш" арабских авторов, то есть греческая Таматарха, или будущая русская Тмуторокань на Таманском полуострове. Правда, автор письма, трудившийся в Константинополе, вероятнее всего, во второй половине 960-х годов, уже после разгрома западных областей Каганата русским князем Святославом, путался в описании событий прошлых десятилетий. Кое-что он, надо полагать, вообще домыслил и к тому же, видимо, смешал поход Олега и последующие войны с Византией князя Игоря. Упомянутый "Х-л-гу", согласно его версии, изначально действовал по указке греческого царя "Романа злодея", то есть императора Романа I Лакапина (920–944), врага хазар, а затем потерпел поражение от хазарского военачальника Песаха и сам начал войну с "македонянами" (греками), но был разгромлен ими с помощью "греческого огня" — а это явный отголосок известий о поражении от греков воинства Игоря в 941 году.

"...Он (HLGW, царь RWSY, то есть русов) пришел ночью к городу SMKRYY и взял его воровским способом, потому что его начальника, вождя войска, тогда там не было. Когда это стало известно BWLSSY, то есть Песаху... он пошел в гневе на города Романа и губил и мужчин, и женщин... Так [Песах] спас [хазар от] руки русов... И оттуда он пошел войною на HLGW; он воевал четыре месяца; Господь подчинил его Песаху, и он пошел дальше и нашел добычу, которую HLGW взял из SMKRYW. Тогда сказал [HLGW]: "Воистину Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: "Если это так, то иди и воюй против Романа, как ты сражался против меня, и я отступлюсь от тебя..." И пошел он [HLGW] против своей воли, и воевал против Константинополя на море четыре месяца. И пали там его мужи доблестные, так как македоняне победили его благодаря греческому огню. Он бежал и, постыдившись вернуться в свою собственную страну, он бежал морем в FRS (Персию?), и там он и все его войско пало. Тогда RWS была подчинена власти хазар". (Перевод Н. Голба)

И о походе Олега на Константинополь в 907 году (результаты которого разительно отличались от того, что описано в хазарском документе), и о походе на греков князя Игоря в 941 году (который, напротив, очень напоминает то, о чем пишет хазарский еврей), и о смерти Олега речь впереди. Пока же отметим обстоятельство, которое многим историкам кажется очень важным. Если принять, что Олег действительно был современником византийского императора Романа I Лакапина, то придется признать, что его княжение продолжалось много дольше 912 года, обозначенного в летописи как дата смерти князя. Возможно ли такое допущение? Я, пожалуй, воздержусь от ответа на этот вопрос. Но вот то, что жестокие войны Олега с Хазарским каганатом имели место, "Кембриджский аноним" подтверждает. Вполне возможно, что имя русского князя стало в хазарском мире не просто широко известным, но, можно сказать, нарицательным, своего рода жупелом русской угрозы, а потому Олегу могли быть приписаны действия, совершенные в действительности его преемником или преемниками.

Константин VII Багрянородный и княгиня Ольга на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора. XI век
Константин VII Багрянородный и княгиня Ольга на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора. XI век

ГОД 903-Й

Из "Повести временных лет":

"Когда Игорь вырос, то следовал за Олегом и слушался его. И привели ему жену от Пскова, именем Ольгу".

Под этим годом в летописи впервые упомянута знаменитая русская княгиня, ставшая впоследствии почитаемой святой и одной из ключевых фигур нашей начальной истории. Правда, дата, под которой помещено сообщение о ее браке с Игорем, очевидно, вымышленная. Отчасти мы уже говорили об этом. Искусственно удлиняя и "растягивая" биографию Игоря, летописцу пришлось "растягивать" и биографию Ольги, его жены: их брак отнесен к самому началу X века, прежде всего потому, что родившемуся, по версии летописца, незадолго до 879 года Игорю нельзя было оставаться к 903 году неженатым, а Ольга изображена в летописи его единственной супругой. Но можно ли допустить такое? Едва ли.

Если выстраивать биографию Ольги в порядке, обратном хронологическому, — то есть идя от известного к неизвестному и опираясь на то, что мы действительно знаем (а такой путь восстановления биографии при крайней нехватке данных представляется более перспективным), — картина вырисовывается иная.

Известно, что единственный сын Игоря и Ольги, Святослав, появился на свет в самом конце 930-х — начале 940-х годов и к 946 году был еще совсем ребенком. И если признать, что Ольга вышла замуж за Игоря в 903 году или около этого времени, то придется допустить, что в течение почти сорока лет она оставалась неплодной и родила сына в возрасте около 50 лет, если не старше, а это едва ли возможно. Как мы увидим, в изображении и летописи, и иноязычных источников Ольга отнюдь не выглядит старухой даже в середине — второй половине 50-х годов X века; она энергична, полна сил, совершает далекие и рискованные путешествия и по-прежнему способна пленять окружающих своей красотой. Все это дает основание отнести ее рождение ближе к первой половине 920-х годов, признав названную в летописи дату (903) фикцией.

Крещение княгини Ольги и смерть князя Олега от укуса змеи. Лицевой хронограф царя Федора III. XVII век
Крещение княгини Ольги и смерть князя Олега от укуса змеи. Лицевой хронограф царя Федора III. XVII век

ГОД 907-Й

Самый знаменитый поход на Царьград и единственный из всех завершившийся победой Руси по странной прихоти истории (а может быть, как раз и закономерно?) оказался не замечен византийскими хронистами. В летописи же он расцвечен красивой легендой, известной, пожалуй, каждому школьнику.

Поход этот стал возможен благодаря прежним победам Олега. Под свои стяги он сумел собрать не только варягов, но и представителей всех покоренных им племен — как славянских, так и "чуди" (угро-финских).

Из "Повести временных лет":

"Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Взял же [с собой] множество варягов, и словен, и чудь... и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов1, и дулебов, и тиверцев... И со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях, и было кораблей числом 2000.

И пришел к Царьграду. И замкнули греки Суд2, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать. И многих греков убили около города, и многие здания разрушили, и церкви пожгли. А тех, кого в плен взяли, одних изрубили, других мучениям предали, иных же [стрелами[ расстреляли, а других в море бросили; и иного много зла причинила русь грекам, как обычно в войнах бывает.

И повелел Олег воинам своим сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли паруса и двинулись со стороны поля к городу. И увидели это греки, и убоялись, и сказали, послав к Олегу:

— Не губи город! Согласны на дань, какую хочешь!

И остановил Олег воинов. И принесли ему яства и вино, и не принял он этого, ибо приготовлено оно было с отравою. И убоялись греки, так сказав: "Не Олег это, но святой Дмитрий, послан на нас от Бога!"

И повелел Олег дань дать на 2000 кораблей, по 12 гривен на человека3, а на корабле по 40 мужей.

И согласились греки на это, и начали греки мира просить, чтобы не воевал Греческие земли. Олег же, немного отступив от города, стал заключать мир с царями греческими, Леоном и Александром4: послал к ним в город Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И отвечали греки: "Чего хочешь, дадим тебе". И повелел Олег дать воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а потом давать дани для русских городов — первое Киеву, и так же Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и прочим городам; ибо по тем городам сидели великие князья, бывшие под Олегом.

<...>

Цари же Леон с Александром заключили мир с Олегом, согласившись на дань. И клятвы приносили друг другу: сами целовали крест, а Олега и мужей его водили на присягу по русскому закону: клясться оружием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом5. И утвердили мир.

И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок6, а словенам — из шелка". И сделали так. И прибил щит свой на вратах, показуя победу, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а словене — шелковые, и разодрал их ветер. И сказали словене: "Возьмем свои толстины: не для словен паруса драгоценные".

И пришел Олег к Киеву, неся золото, и паволоки, и плоды, и вина, и всякое узорочье. И прозвали Олега — Вещим, потому что были тогда люди язычники и невежественны".

1 Хорваты — одно из праславянских племен; часть их расселилась в Далмации (нынешние хорваты), а часть — в Прикарпатье; эти последние и оказались в числе восточнославянских племен, подвластных Олегу, наряду с упоминаемыми ниже дулебами и тиверцами.

2 Суд — русское название залива Золотой Рог, внутренней гавани Константинополя. При угрозе с моря греки перегораживали ее цепями, чтобы не пропускать к городу вражеские корабли.

3 Ниже размер дани уточнен: по 12 гривен не на человека, а на уключину. Веслом же правили обычно несколько воинов-гребцов.

4 Лев (Леон) VI Философ (886–912) и его младший брат и соправитель, Александр (император в 912–913 годах).

5 Здесь, вероятно, в значении: "богом богатства" (одно из значений слова "скот" — "богатство").

6 Паволоки — драгоценные ткани.

Фрагмент цепи, перекрывавшей вход в бухту Золотой Рог в XV веке. Можно предположить, что в Х веке использовали нечто похожее. Археологический музей Стамбула
Фрагмент цепи, перекрывавшей вход в бухту Золотой Рог в XV веке. Можно предположить, что в Х веке использовали нечто похожее. Археологический музей Стамбула

Весь этот летописный рассказ несет в себе явные черты фольклорного происхождения. И "кропиньные" (шелковые) паруса словен (очевидная насмешка над новгородцами, нередкая под пером автора-киевлянина), и щит, прибитый на врата Царьграда, и корабли, двигающиеся под парусами посуху, аки по морю, — все это характерные черты какой-то дружинной повести или песни. Мы и дальше увидим Вещего Олега эпическим, почти сказочным героем — неслучайно его образ оказался столь притягателен для Александра Сергеевича Пушкина. Однако совсем не обязательно считать все эти детали выдумкой. Так, передвижение кораблей по суше для преодоления какой-то преграды случалось в военной истории, в том числе и в истории военных походов викингов. Для русов же практика перетаскивания ладей — правда, не на колесах, но с помощью подложенных под днище катков — была вообще обычной и применялась на волоках между реками, в том числе и на знаменитом пути "из варяг в греки". Воины Олега, наверное, могли воспользоваться ею для проникновения в запертую Царьградскую гавань, а это должно было произвести сильное впечатление на защитников города.

Корабли князя Олега штурмуют Константинополь. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век
Корабли князя Олега штурмуют Константинополь. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век

Мы уже говорили о том, что заключение мирного договора с "варварами", сопровождавшееся богатыми подношениями, по большей части добровольными, было в обычае византийской дипломатии. Как видно, власти Империи поспешили вступить в переговоры с русами, прекратить разорительные для них военные действия. В глазах же самих русов поднесенные им подарки и обещание таких подарков впредь воспринимались не иначе как дань с побежденных.

Вотивная (обетная) корона византийского императора Льва VI Философа. На золотом основании портреты апостолов и самого Льва. На основании закреплена чаша, вырезанная из цельного куска горного хрусталя, внутри нее установлена золотая статуэтка святой Софии Константинопольской. Собор Сан-Марко. Венеция
Вотивная (обетная) корона византийского императора Льва VI Философа. На золотом основании портреты апостолов и самого Льва. На основании закреплена чаша, вырезанная из цельного куска горного хрусталя, внутри нее установлена золотая статуэтка святой Софии Константинопольской. Собор Сан-Марко. Венеция

Мирный договор с Византией был подписан не сразу, а спустя четыре года после завершения войны.

ГОД 911-Й

"Послал Олег мужей своих установить мир и заключить договор между Русью и греками..."1.

1 Летописная статья, в которую включен текст договора, помечена в "Повести временных лет" 6420 годом, что, в соответствии с принятым на Руси счетом лет от Сотворения мира, должно было бы соответствовать 912 году нашей эры. Однако использован здесь не привычный для Руси мартовский стиль (когда год начинали в марте), а принятый в Византии сентябрьский (когда год начинали в сентябре). Точная же дата, содержащаяся в тексте самого договора, позволяет датировать его сентябрем 911 года.

Исследователи считают, что на этой мозаике в люнете центрального входа храма Святой Софии Константинопольской изображен император Лев VI Философ
Исследователи считают, что на этой мозаике в люнете центрального входа храма Святой Софии Константинопольской изображен император Лев VI Философ

Договоры Руси с греками составлялись в двух экземплярах ("противнях"): один, написанный от имени Руси и скрепленный печатями и подписями послов и купцов ("гостей"), передавался на хранение в Византию; другой отсылался на Русь. К сожалению, греческий оригинал договора до нас не дошел. В распоряжении летописца оказалась лишь копия с его древнерусского перевода; отсюда многие неясности текста (например, с титулами подвластных Олегу "светлых и великих князей" — по-гречески "архонтов").

Заключение договора князя Олега с греками. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век
Заключение договора князя Олега с греками. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век

"Копия другого договора, заключенного при тех же царях, Льве и Александре.

Мы от рода русского (далее приведен список послов, открывающийся именами Карла (Карлы), Инегельда, Фарлофа и насчитывающий 15 имен. — Прим. авт.)... посланы от Олега, великого князя русского, и от всех, иже суть под рукою его, светлых и великих князей и его великих бояр к вам, Льву, и Александру, и Константину1, великим о Боге самодержцам, царям Греческим, для подтверждения и укрепления дружбы, существовавшей на протяжении многих лет между греками и русскими, согласно желанию и повелению наших великих князей и всех подвластных им русских...

...Прежде всего, пусть заключим с вами, греками, мир, и станем дружить друг с другом всею душой и сердцем, и не допустим, согласно нашему взаимному стремлению, никакого беспорядка или обиды со стороны подручных нам светлых князей; но постараемся, сколь возможно, сохранить с вами, греками, безупречную дружбу, письменным договором выраженную и присягою подтвержденную. Так же и вы, греки, впредь всегда соблюдайте такую же нерушимую и безупречную дружбу по отношению к нашим светлым князьям русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя...". (Перевод по А.А. Зимину)

1 Имя сына и соправителя Льва, знаменитого в будущем императора Константина VII Багрянородного (венчан на царство в 911-м, фактически император в 945–959 годах), приведено лишь в тексте самого договора; в преамбуле его нет.

Рассказ о русско-византийском договоре 911 года. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век
Рассказ о русско-византийском договоре 911 года. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век

А далее следуют конкретные пункты договора, весьма подробные и касающиеся самых разных казусов, могущих возникнуть в отношениях между подданными двух стран: разного рода преступлений во время пребывания русских в Византии и греков на Руси; потери имущества (в том числе и в случае кораблекрушений у русских или греческих берегов); прихода наемников из Руси на службу греческим царям; судьбы пленников и должников.

До пожара в апреле 2019 года реликварий, в котором хранится Терновый венец Иисуса Христа, находился в ризнице собора Нотр-Дам-де-Пари. После пожара реликварий был передан на хранение в мэрию Парижа
До пожара в апреле 2019 года реликварий, в котором хранится Терновый венец Иисуса Христа, находился в ризнице собора Нотр-Дам-де-Пари. После пожара реликварий был передан на хранение в мэрию Парижа

"...Мы же клянемся вашему царю... что ни мы, ни кто-либо из нашей страны не будет нарушать этих утвержденных пунктов мирного договора. И этот письменный экземпляр договора дали вашим царям на утверждение, чтобы этим договором был подтвержден и укреплен существующий между нами мир.

Месяца сентября 2, индикта 15, в год от Сотворения мира 6420″.

Договоры того времени, как правило, заключались на тридцать лет. И неслучайно ровно через тридцать лет, уже после смерти Олега, начнется новая война между двумя странами, завершившаяся в конце концов подписанием очередного договора.

Той же осенью 911 года послы Олега вернулись в Киев с богатыми дарами: златом, паволоками и "фофудьями" (драгоценными тканями). Примечательно, что накануне отъезда послов отвели в Царские золотые палаты, в находящуюся там Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы, где хранились величайшие святыни христианского мира: венец Христов, гвозди, которыми был прибит Спаситель к кресту, багряница, в которую Он был облачен, а также мощи почитаемых святых. "И учили их вере своей, и демонстрировали им истинную веру", по словам летописца. Повлияло ли это как-нибудь на мировоззрение послов, летопись не сообщает, констатируя лишь, что те вернулись к Олегу.

"...И поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор утвердили между Греческою землей и Русскою, чтобы не преступать клятвы ни грекам, ни руси".

Золотой солид с изображением византийского императора Константина VII Багрянородного
Золотой солид с изображением византийского императора Константина VII Багрянородного

ГОД 912-Й

"...И жил Олег, мир имея ко всем странам, княжа в Киеве, и наступила осень...".

Эта фраза продолжает летописную статью под 6420 (911/12) годом. Однако само ее появление в летописи свидетельствует о том, что перед нами новый сюжет, не связанный с предыдущим. И повествует он о кончине Олега.

Подобные фразы нередко появляются в летописи тогда, когда точная дата события не определена и размыта во времени. Это касается и точной даты смерти Олега. "Приспе осень..." — продолжает свой рассказ летописец. Но точно ли осень 912 года? (Год 911-й здесь невозможен: осенью послы только-только вернулись в Киев.)

За следующие 28 лет "Повесть временных лет" лишь четырежды приводит краткие, в одну фразу, упоминания о событиях, связанных с русской историей, оставляя большинство летописных статей пустыми. Основным ориентиром для летописца был, конечно же, точно датированный договор Олега с греками. Но в пределах последующих 28 лет события могли быть и смещены по датам. Новгородская Первая летопись, например, датирует смерть Олега (как и его поход на греков) 922 годом — впрочем, столь же неопределенным и ничем не подтверждаемым.

Легенда о смерти Олега "от коня своего" — еще один эпический, сказочный сюжет в повествовании о Вещем князе. И он также хорошо всем известен — прежде всего по пушкинской "Песни о вещем Олеге" и школьному учебнику истории. Тем не менее напомню его.

Некогда Олег призвал к себе кудесников и волхвов и вопросил их: "От чего мне предстоит умереть?" Один из кудесников отвечал ему: "Княже! От коня, которого ты любишь и на котором ездишь, — от него примешь смерть".

Смерть Олега от укуса змеи. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век
Смерть Олега от укуса змеи. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век

Поразмыслив, князь решил никогда больше не садиться на своего любимого коня и не захотел даже видеть его, но приказал конюхам кормить и холить его. Так продолжалось до тех пор, пока Олег не вернулся из похода на греков.

"...И прошло 4 года, а на пятое лето вспомнил он о коне, от которого, сказали волхвы, он должен был умереть. И, призвав старейшину конюхов, спросил:

— Где конь мой, которого я велел кормить и холить?

Тот же отвечал:

— Умер.

Олег же посмеялся над кудесником, так сказав:

— То неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив!

И повелел оседлать коня: "Да увижу кости его".

И приехал на место, где лежали голые кости его и голый череп, и, сойдя с коня, сказал, посмеявшись:

— От сего ли черепа смерть мне была?

И ступил ногой на череп. И выползла змея из черепа, и ужалила его в ногу, и от того разболелся и умер.

И плакали все люди плачем великим, и понесли, и похоронили его на горе, которая называется Щековицей. И есть могила его и до сего дня, зовется Олегова могила.

И было всех лет княжения его — 33″.

"Ольгова могила" несколько раз упоминается в летописи при описании междоусобных войн XII века как известное, примечательное место в Киеве, важный ориентир. Но рассказ "Повести временных лет" — лишь одна из версий смерти Олега. Совершенно по-другому излагает судьбу знаменитого князя автор Новгородской Первой летописи младшего извода.

Рассказав — под 922 годом! — о войне Олега с греками и о его возвращении в Киев к Игорю — подлинному князю, по версии новгородского летописца, — автор продолжает:

"...Пошел Олег к Новгороду, а оттуда в Ладогу. Другие же говорят, будто пошел он за море, и ужалила его змея в ногу, и с того умер; есть могила его в Ладоге".

Так называемая "Олегова могила" в урочище Сопки рядом с селом Старая Ладога в Волховском районе Ленинградской области
Так называемая "Олегова могила" в урочище Сопки рядом с селом Старая Ладога в Волховском районе Ленинградской области

Итак, как минимум три версии смерти Олега и, соответственно, три места его погребения: в Киеве на Щековице, в Ладоге и где-то "за морем", где будто бы и случилась история со змеей. А еврейский источник, напомню, сообщал о смерти князя "Х-л-гу", то есть Олега, в стране FRS, то есть чуть ли не в Персии.

Наличие сразу нескольких могил великих людей и споры за них нескольких городов — не такая уж редкость, по крайней мере в древние времена. Не вдаваясь в полемику по этому поводу, отмечу одно: в XI–XII веках Олег представлялся фигурой уже легендарной, и о судьбе его ходили разные толки. "Другие же сказають" — такого рода фразы мы еще будем встречать в летописи в тех случаях, когда автор располагал противоречивыми сведениями о судьбе своего героя.