Найти тему

ЯПОНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА. ЧАСТЬ 2

Оглавление

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Познавательные однодневные поездки включены в каждый класс начальной школы и являются частью учебной программы. Учащиеся часто посещают близлежащие фермы, заводы по переработке отходов, фабрики, музеи, парки, природные тропы, аквариумы и зоопарки, что даёт им не только прекрасную возможность получить практико-познавательный опыт, но и выстроить прочные связи со своими одноклассниками. Поездки в начальной школе часто намного короче, чем поездки в средней или старшей школе, и дети часто возвращаются в школу до окончания последнего урока.

Эти короткие однодневные поездки готовят детей к «большому путешествию» в последний год обучения в 6-м классе (окончание начальной школы). Например, учащиеся могут отправиться на выходные в самую северную префектуру Японии, Хоккайдо, посетить её столицу, а также близлежащий парк развлечений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Как и в начальной школе, учащиеся средней школы ежегодно ездят в путешествия в близлежащие места. И хотя учащиеся 7–8 класса часто отправляются в парк, музей или палаточный лагерь, для нескольких сотен подростков из 9 класса (последний год обучения перед переходом в старшую школу) это может означать поездку в столицу Японии Токио (включая посещение Диснейленда). Учителя начинают заниматься подготовкой школьных поездок, торжественно завершающих обучение, с начала учебного года в апреле. Поездки в Токио дорогостоящи.

Практическая деятельность стимулирует к учёбе. Согласно исследованиям, проведённым Национальным институтом исследований образовательной политики Японии, процент детей, которые готовы учиться «максимально усердно» и «усердно» после практических занятий в природной среде, составляет 91,4% среди учащихся начальной школы, 73,2% среди учащихся средней школы и 62,9% среди учащихся старших классов.

Разные виды познавательных путешествий:

  • Ensoku / энсоку 遠足[2] – поездка без ночёвки, познавательная экскурсия, посещение исторических мест и достопримечательностей.
  • Kengaku ryokō / кэнгаку рёко 見学旅行 – обычно однодневная экскурсия.
  • Shakai kengaku / сякай кэнгаку 社会 見学 – дословно «социальный визит», «социальный тур», может включать поездки на местные предприятия (близко к профориентационным экскурсиям).
  • Shukuhaku taiken gakushū / сюкухаку тайкэн гакусю 宿泊 体験 学習 – школьная поездка с ночёвкой, соединение образовательной составляющей с социализацией и укреплением дружеских связей между детьми через выполнение различных активностей.
  • Shokugyō taiken gakushū / сёкугё тайкэн гакусю 職業 体験 学習 – наблюдение за работой специалиста / стажировка (от одного до нескольких дней). Метод обучения, позволяющий учащимся наблюдать за работой и взаимодействовать с опытным специалистом прямо на его рабочем месте.
  • Shūgaku ryokō / сюгаку рёко 修学旅行 – познавательная поездка (обычно для учащихся средней школы) с одной или двумя ночёвками, во время которой учащиеся знакомятся с регионом и его культурой; учатся правилам поведения и дисциплине через развивающие активности; также познавательная поездка за пределы своего региона или за рубеж.
  • Shizen kyōshitsu / сидзэн кёсицу 自然教室 – обучение на природе / в природной среде.

ПРИМЕР ПЛАНА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ И МЕРОПРИЯТИЙ НА ГОД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГОРОД ИОКОГАМА

В год совершается примерно 4–5 выездов / познавательных мероприятий за пределами класса.

апрель

  • церемония начала учебного года
  • экскурсия
  • родительское собрание / открытый урок для родителей

июнь

  • познавательное путешествие с ночевкой

октябрь

  • экскурсия
  • познавательное путешествие (выезд школы)

ноябрь

  • посещение местного предприятия или организации

ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНЫХ СТАЖИРОВОК В ПРЕФЕКТУРЕ КАНАГАВА (сёкугё тайкэн гакусю 職業 体験 学習)

Во время летних каникул каждому учащемуся 8 класса средней школы (13–14 лет) предоставляется возможность поработать в местном магазине, супермаркете, социальной организации или другой компании, обычно в сфере услуг или в обрабатывающей промышленности, чтобы получить опыт реальной трудовой жизни. Учащиеся могут выбирать из двух или трех вариантов.

В префектуре Канагава программа стажировок очень короткая – всего один-два дня на осмотр компании, общение с персоналом и клиентами, а также выполнение некоторых рутинных действий или задач. Другие префектуры проводят программы до пяти дней.

Эта не самая гламурная рабочая среда даёт хорошее представление о том, что значит быть полезным местному сообществу, вносить вклад в местную экономику и промышленность. Такие программы дают учащимся хорошую возможность впервые серьёзно задуматься о будущей карьере и почувствовать, что им может нравиться и, самое главное, НЕ нравиться делать. Стажировки повышают осведомлённость учащихся о карьерных возможностях, облегчают выбор колледжа или университета, а также дают возможность начать строить межличностные отношения за пределами школы (развитие социальных навыков).

Фото с сайта: https://educationinjapan.wordpress.com/2014/12/12/shokugyou-taiken-gakushu-trial-work-experience-program/
Фото с сайта: https://educationinjapan.wordpress.com/2014/12/12/shokugyou-taiken-gakushu-trial-work-experience-program/

Местные сообщества предлагают учащимся множество возможностей для приобретения первого опыта работы. Фото с сайта: https://educationinjapan.wordpress.com/2014/12/12/shokugyou-taiken-gakushu-trial-work-experience-program/
Местные сообщества предлагают учащимся множество возможностей для приобретения первого опыта работы. Фото с сайта: https://educationinjapan.wordpress.com/2014/12/12/shokugyou-taiken-gakushu-trial-work-experience-program/

ОПЫТ ПРЕФЕКТУРЫ ХИРОСИМЫ: СБОРНИК ЛУЧШИХ КЕЙСОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛАХ

Сборник был создан для обмена лучшими практиками по организации практико-познавательной деятельности в школах префектуры Хиросимы. Авторы сборника во многом используют Модель обучения через опыт / опыто-ориентированного обучения, включающую три ступени: ощущение и впечатления учащихся (непосредственный опыт) → думание/мышление (осмысление, понимание) → практика (действие, самовыражение).

МЕРОПРИЯТИЯ С НОЧЁВКОЙ ДЛЯ ВСЕГО КЛАССА

Изучение природы в начальной школе Асахара города Хацукаити

Главные цели образовательной программы –
познакомить учащихся с природой региона проживания, развить умение ценить местную природную среду,
через опыт совместного проживания сформировать у детей социальные навыки, умение принимать решения и действовать самостоятельно в решении проблем.

В каких классах реализуется – с 3 по 6 год обучения

С какими предметами / компонентами школьной программы есть связь Общие мероприятия класса; Общие мероприятия школы; Искусства и ремесла; Интегрированное обучение.

Мероприятия вписаны в школьную программу с июля по ноябрь.

Сколько выделяется учебных часов в течение года – 38.

Примеры активностей в течение учебного года:

Июль – подготовка к выезду

  • Определение цели, подготовка к наблюдению за дикими птицами, предварительное исследование – проходит на территории школы

4-6 августа – познавательное путешествие с ночевкой

День 1

  • Изучение природы на месте [приглашённый преподаватель по экологическому образованию]
  • Лёгкая атлетика (лесной парк Моминоки)
  • Собранный с собой обед (бенто) [ответственные: родительский комитет, регион]
  • Экскурсия по музею
  • Церемония открытия
  • Изготовление деревянных игрушек [ответственные: регион, родительский комитет]
  • Ужин (самостоятельное приготовление карри) [ответственные: местные жители, родительский комитет]
  • Вечернее собрание
  • Чтение вслух [волонтёр]
  • Встреча со старшим группы

День 2

  • Изучение природы на месте [приглашённый преподаватель по экологическому образованию]
  • Наблюдение за птицами
  • Завтрак (самостоятельное приготовление)
  • Исследование верховья реки [комьюнити-центр, родительский комитет]
  • Игры на поле [ответственные: регион, родительский комитет]
  • Ужин (якисоба собственного приготовления) [ответственные: регион, родительский комитет]
  • Вечерние посиделки в зале [комьюнити-центр, родительский комитет]
  • Встреча со старшим группы

День 3

  • Изучение природы
  • Завтрак (самостоятельное приготовление)
  • Верховая езда, уход за лошадьми [родительский комитет]
  • Церемония закрытия

Сентябрь

  • Образовательные мероприятия после познавательного путешествия на природу

Ноябрь

  • Подведение итогов на фестивале Фурусато (по итогам исследовательского проекта учащихся)

КООРДИНАЦИЯ ПОЕЗДКИ – ВОВЛЕЧЁННЫЕ СТОРОНЫ

Комитет поддержки школы (организован после летней школы в 2005 году) состоит из:

  1. приглашенных преподавателей в сфере экологического образования (сертифицированные консультанты Министерства окружающей среды);
  2. представителей комьюнити-центра (директор, администратор);
  3. представителей общественных организаций от региона;
  4. представителей ассоциации родителей и педагогов / родительского комитета (председатель);
  5. представителей школы (директор, заместитель директора, преподаватель, отвечающий за практикоориентированное обучение);
  6. представителей Совета по образованию (руководитель).
Школа – важное звено большого общества. На примере выше можно увидеть, как много может быть вовлечённых сторон в планирование и реализацию познавательных мероприятий в течение года, чтобы на практике реализовать «воспитание детей в сообществе».

ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ НИСИМАТИ В ТОКИО (NISHIMACHI INTERNATIONAL SCHOOL)

Основанная в 1949 году, школа Нисимати уже более семидесяти лет известна своим инновационным образовательным подходом.

  • Экскурсии и приглашённые лекторы являются неотъемлемой частью академической программы. Учебная программа по японскому языку и общественным наукам дополняется посещением культурных объектов и исторических городов Японии.
  • Каждый год ученики 4–8 классов едут в Кадзуно в префектуре Гунма (лагерь Риоитиро Араи). Во время поездки учащиеся ответственны за приготовление еды, уборку и общее ведение хозяйства. В рамках этого путешествия учащиеся взаимодействуют с учащимися школы-партнёра в Курохоне, вместе участвуют в мероприятиях по командообразованию на свежем воздухе.
  • Особое значение имеет изучение цикла выращивания риса, которое начинается в 5 классе. Так, в рамках программы по обмену учащиеся 5-го класса школы Нисимати каждый год едут в префектуру Гунма, чтобы вместе с учениками школы в Курохоне посадить либо собрать рис. Затем учащиеся Курохоне приезжают в Токио, чтобы вместе растолочь рис (омотицуки), испечь рисовые лепёшки (омоти) и съесть их вместе с учениками Нисимати.
Выращивание риса. Фото с сайта: https://www.asahi.com/ajw/articles/13060940
Выращивание риса. Фото с сайта: https://www.asahi.com/ajw/articles/13060940

  • В феврале учащихся ждёт ежегодный лыжный поход. Учащиеся 4–5 классов проводят три дня, а учащиеся 6–9 классов – пять дней в домике на горнолыжных склонах Ниигаты. Эти поездки являются частью программы физкультуры, и основной упор в поездке делается на развитие навыков катания на лыжах. Поездка также даёт возможность научиться ответственности и сотрудничеству.
  • Учащиеся 9-го класса участвуют в восхождении на гору Фудзи в начале года, учебной поездке в декабре, а также в поездке в Хиросиму, Киото и Нару в июне (в рамках своего выпускного).

16 июня 2023 года. Учащиеся 5 класса начальной школы Масуда города Ёкоте в первый день обучения на природе. Группу сопровождают два инструктора.

16 июля 2021 года. Обучение на природе в 5-м классе (на базе «дома природы» Хоро Хаяма). Активности включали треккинг, изготовление поделок на основе природных материалов и решение викторин.

Продолжение следует …

Текст составлен на основе указанных источников. Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ.

Дополнительные статьи по образовательным путешествиям собраны здесь::

ЯПОНИЯ: Международный опыт создания образовательных путешествий и организации школьного познавателльного туризма. Часть 1