Найти в Дзене

ЯПОНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА. ЧАСТЬ 3

Оглавление

КАК ОПЛАЧИВАЮТСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДКИ И ИЗМЕРЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ?

Есть перечень школьных расходов, которые должны быть оплачены родителями или опекунами детей. В него входят расходы на обычные экскурсии, поездки класса с ночёвкой и сопутствующие расходы. Суммы оплаты различаются в зависимости от школы. При этом существует система финансовой помощи для домохозяйств с низким уровнем дохода.

В случае, если образовательные мероприятия являются частью долгосрочных программ обмена между школами, стажировок, развития межпредметных связей, то расходы покрываются государством (национальным / региональным или местным бюджетом).

Показатели деятельности и результатов школьных познавательных поездок (выборочно)

  • Уровень удовлетворённости родителей согласно опросу – 80%
  • Процент детей, имеющих чувство принадлежности к своему региону, – 85%.

ОБУЧЕНИЕ В СООБЩЕСТВЕ

Школы, семьи и местные сообщества вместе разрабатывают спектр мероприятий, чтобы все общество могло участвовать в развитии детей. Местные жители поддерживают школы в этом процессе через проведение занятий после школы и субботние программы по практическому обучению. Местные жители также часто выступают в роли приглашённых преподавателей (например, регионоведения или ремесленного мастерства). Также распространён формат региональных штабов по сотрудничеству между школами и местными сообществами.

«Общественный учитель» (учитель-гражданин)

В Японии существует такое понятие как «общественный учитель» (учитель-гражданин). В его роли может выступать авторитетный человек старшего возраста, заслуженный гражданин, признанный профессионал. Такие учителя передают свою мудрость и навыки, ценный опыт во внеклассных программах.

Вовлечение родителей в организацию практико-познавательной деятельности детей

Одной из особенностей японских школ является то, что родители (даже не являясь членами родительского комитета) помимо распространённого волонтёрства участвуют в организации практико-познавательной деятельности детей различными способами, например, в качестве координаторов программ, выездного персонала, помогая с бухгалтерским учётом и планированием поездок.

Утренний учитель (пример района Бункё-ку, Токио/Сиоми)

Два дня в неделю перед началом занятий местные жители приходят в каждый класс, чтобы читать и обсуждать с учащимися Хякунин иссю (вид антологии японских стихотворений-вака), а также заниматься арифметическими задачами. По всей стране ежегодно сотни тысяч местных жителей участвуют в программе утренних учителей.

Cубботние школы и детские клубы

В комьюнити-центрах действуют субботние школы, чтобы дети могли интересно проводить свои выходные.

Примеры практико-познавательных активностей для учащихся начальной школы, организуемых для них при поддержке местного сообщества

  • Урок изучения прибрежной среды с местными жителями
  • Приготовление камабоко (традиционное блюдо японской кухни из сурими) вместе с учениками старших классов морской рыбопромышленной школы
  • Изготовление симэнавы (священная верёвка из рисовой соломы)
  • Посадка рассады картофеля вместе со старшеклассниками
Изготовление украшений из симэнавы. Фото с сайта: https://www.aso-denku.jp/english/2023/12/crafting-shimenawa-decorations-in-preparation-for-new-year/
Изготовление украшений из симэнавы. Фото с сайта: https://www.aso-denku.jp/english/2023/12/crafting-shimenawa-decorations-in-preparation-for-new-year/

СУБСИДИРОВАННЫЕ ПОЕЗДКИ ЗА РУБЕЖ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЯПОНИИ

Программа зарубежных познавательных путешествий в японских средних школах часто используется как инструмент маркетинга и поднятия престижа и даже стала фактором привлечения кадров. Обычно учащиеся 6, 9 и 11 классов отправляются в познавательные путешествия за рубеж. В национальном масштабе около 20% школ спонсируют образовательные поездки за границу.

Среди школ, совершающих образовательные туры за границу, доля государственных средних школ составляет всего 10%, а частных средних школ – более 30%. Популярными дестинациями являются Сингапур, Тайвань (наблюдается рост поездок), Южная Корея, Китай, Австралия, США.

В некоторых японских школах зарубежные поездки стали частью государственной программы обучения английскому языку. Так, например, учащиеся из 10 государственных школ токийского района Минато отправятся в пятидневное образовательное путешествие в Сингапур в 2024 году.

Минато, один из 23 районов Токио, является одним из самых богатых и престижных районов столицы, где также располагается более 80 иностранных посольств. Жители Минато занимают третье место по величине годового семейного дохода среди районов Токио – 7,31 миллиона иен, что примерно на 1,7 миллиона иен выше, чем в среднем по стране.

В Сингапур поедет около 760 девятиклассников, которые в возрасте 15 лет завершат свой последний год обязательного школьного образования в Японии. На пресс-конференции мэр Минато заявил, что выбор Сингапура был обусловлен тем, что это англоязычная и безопасная страна, близкая к Японии с минимальной разницей во времени.

Стоимость участия в расчёте на одного учащегося оценивается в 570 000 иен (примерно 337 141 рублей). Ожидается, что каждый учащийся заплатит около 70 000 иен (около 41 403 рублей). Эта сумма соответствует средним расходам во время местных познавательных путешествий в исторические города, включая Киото и Нару. Дополнительные расходы будут нести налогоплательщики округа Минато: на каждого студента заложено около 500 000 иен субсидий. Общий бюджет поездки составляет около 510 миллионов иен (около 302 млн рублей). Продолжительность поездки – с июня по сентябрь 2024 года.

Цена поездки вызвала неоднозначную реакцию в японском обществе, ведь средние школы в менее богатых регионах могут совершать только местные школьные поездки. Люди задаются вопросом окупаемости таких инвестиций и выступили с требованием большей прозрачности расходования бюджетных средств (класс отелей и билеты). Несмотря на критику по поводу неравенства между Минато и другими менее богатыми округами, данный шаг может стать примером для других местных органов власти, обладающих достаточными финансовыми ресурсами, чтобы в рамках школьной программы начать планировать образовательные поездки за границу.

ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА – УЧАЩИЕСЯ ЯПОНСКИХ ШКОЛ ВЫСТУПАЮТ В КАЧЕСТВЕ ГИДОВ И ЭКСПЕРТОВ ПО СВОЕМУ РОДНОМУ ГОРОДУ

Япония всегда была популярным местом для образовательных поездок среди зарубежных учащихся благодаря своей богатой культуре и широким возможностям обучения.

В городах Токио и Иокогама ученики средних школ выступают в качестве экспертов по своему родному городу для приехавших иностранных учащихся. Они также готовы познакомить с особенностями культуры и быта японцев (рассказать о традиции переобуваться много раз в день, страсти к зонтикам), ответить на самые разные вопросы своих сверстников (например, как пользоваться японскими техно-туалетами).

ПРОГРАММА «БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ОСАКИ»

Бюро конгрессов и туризма Осаки совместно с партнёрами запустило программу экскурсий для зарубежных школьников Osaka B&S (Братья и сестры Осаки). Японские и иностранные студенты университетов Осаки берут под своё крыло приезжающих по обмену школьников (как если бы те были их младшими братьями и сёстрами), становясь их гидами. Цена экскурсии в рамках программы Osaka B&S: 2600 иен / около 1 537 рублей (без учёта налогов; в стоимость не включены транспорт, питание и входные билеты). Продолжительность: до 5 часов.

Один местный студент проводит тур по городу для группы из 6–8 школьников. Вместе они гуляют по улицам Осаки, передвигаются на общественном транспорте, знакомятся с местными жителями, пробуют вкусную еду и открывают для себя самые известные места, включая замок Осаки, квартал Дотонбори и близлежащий город Сакаи.

Одна из целей программы «Братья и сестры Осаки» – вдохновить зарубежных учащихся средних школ для дальнейшего посещения города и обучения в японских университетах.

Фото с сайта: https://ciee.osaka-u.ac.jp/en/international_exchange/student_organization/brothers-and-sisters-program-b-s-p/
Фото с сайта: https://ciee.osaka-u.ac.jp/en/international_exchange/student_organization/brothers-and-sisters-program-b-s-p/

ПОДВОДЯ ИТОГИ

В Японии практико-познавательная деятельность учащихся реализуется при поддержке местного сообщества – по модели вовлечения различных стейкхолдеров на муниципальном и региональном уровне. Делается упор на нравственно-моральное воспитание и развитие социальных и трудовых навыков для дальнейшей интеграции в общество.

Продолжение следует …

Текст составлен на основе указанных источников. Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ.

Дополнительные статьи по образовательным путешествиям собраны здесь:

ЯПОНИЯ: международный опыт создания образовательных путешествий и организации школьного познавательного туризма. Часть 1

ЯПОНИЯ: международный опыт создания образовательных путешествий и организации школьного познавательного туризма. Часть 2