Мое чтение цикла книг "Государи Московские" медленно, но верно подходит к концу. И отзыв о книгах цикла я планирую написать разом, когда закончу его весь. "Похвала Сергию" все же является произведением самостоятельным, несмотря на то, что в других книгах цикла встречаются целые главы именно из этой книги.
Нужно признать, что и сегодня Сергий Радонежский остается самым почитаемым и известным святым на территории нашей страны. Если коротко резюмировать книгу Балашова и мои размышления, почему так получилось, наверное ответ будет:
а) он русский.
б) он был признан святым еще при жизни.
в) святость свою он получил не через мученичество (которое, как по мне, не всегда уместно и объективно), не через сильных мира сего, а через подвиг труда и молитвы, что оказывается намного сложнее и первого, и второго.
Сам Сергий, в миру Варфоломей родом был из обедневших ростовских бояр, вынужденных после раззорения Ростова Москвой, свершонного для сбора ордынского выхода переселиться в Радонеж. Радонеж был во власти Москвы. Переселенцам давались льготы, в том числе по уплате налогов. Это помогло семье Варфоломея не раззориться в конец, но все же сильно поменять свою жизнь пришлось. Научился Варфоломей и землю пахать, и топором работать, и лапти плести. А вот с учением было у него туго. Долго он не мог начать складывать буквы в слова. Буквы знал, а читать слова не мог. За что считался в семье чуть ли не блаженным.
Помните эту картину?
Так вот, описание этой встречи отрока Варфоломея со старцем есть в книге. Отрок просит у старца разумения в грамоте. Старец заставляет его молиться и читать псалтырь. Читать и молиться долго. Несколько часов к ряду. Но желание отрока исполнено. Больше проблемм с грамотой у Варфоломея не было.
В книге Варфоломей, а позже Сергий описан именно таким человеком, каким, по моему мнению, и должно быть лицу духовному. Он ни у кого ничего не просит, и даже когда пытаются одарить, то берет столько, сколько нужно, без излишков. Он терпелив, добр, и строгость его не жестока, не нацелена на запугивание, а конструктивна и справедлива. И, главное, он жалостлив. Он жалеет любую жизнь, не считая, что она зряшна и пуста.
Именно всего этого так не хватало его брату, Стефану, добившемуся высот, но так и не понявшему, что главное, за что мир полюбил его брата, это вот за ту самую способность просто пожалеть.
Мне было интересно почитать про Сергия не как про чудо, не как про знаменитого подвижника православия, а как про простого человека с простыми горестями, заботами, страхами, сомнениями, радостью.
Могу отметить, что эта книга, вероятно одна из лучших у Балашова. Хотя о чем это я, все его книги - это невероятное удовольствие от путешествия, про которое уверенно говорю "верю", в историю нашей страны.
Удивительно, почему я ничего о них не знала до 40 лет, при моем-то увлечении исторической литературой?
Если не читали, и если интересна история средневековья в нашей стране (о которой, кстати, хороших книг, из того, что мной прочитано, я вообще больше не припомню), то Балашов-наше все! Очень рекомендую.