Найти в Дзене

«Пушкин и пустота. Рождение культуры из духа реальности», или как живет роман «Евгений Онегин» в век цифровизации

«У вас Telegram есть? Если есть, то у нас хорошая новость: теперь там есть наклейки с точными фразочками из "Онегина"».

Вот такой комикс-путеводитель по пушкинскому роману придумали писатель Алексей Олейников и художница Наталья Яскина. И это наше время, плохо это или неизбежно, попробуем разобраться.

То, что на разных платформах появляются мемы из романа А.С. Пушкина, меня меньше пугает, чем маркетинговые стратегии издательств. Все книги (и набор наклеек по Онегину в бумажном виде) есть на сайте издательства «Самокат», можно не читать роман, а по наклейкам составить свой гипертекст. Издательство АСТ выпустило комикс по «Евгению Онегину» в соответствии с вызовами времени: рисунки вместо художников делала нейросеть Midjourney.

-2

Там даже есть задания, что говорит о креативном подходе к образованию:

Задание:

Уж не пародия ли он?: «Онегин в кругу литературных героев эпохи романа «Евгений Онегин»

Ответ нейросети развернутый, но нет главного: Онегин в кругу литературных героев эпохи романа не представлен, не указал искусственный интеллект даже авторов в 8 главе:

Стал вновь читать он без разбора.
Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Staёl, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят,
А где такие мадригалы
Себе встречал я иногда:
E sempre bene, господа.

Да, Пушкин в культурном сознании — «наше все»: и основоположник русского литературного языка, и создатель первого русского романа, и визитная карточка русской культуры в целом. А что мы с ним делаем? Мы его намеренно переводим в разряд блогеров.

А что за понятие такое «блогер»?

Если вспомнить определение самого слова «блогер» — это тот, кто регулярно публикует свои наблюдения о разных областях жизни и получает на них отзывы. Пушкинская переписка, его эпиграммы, записи в альбомах, даже на манжетах во время бала становились уже в эпоху дворянской культуры предметом обсуждений, мифологизировались, обрастали сплетнями.

Пушкин имел редкую популярность в аристократических кругах, его стихи уже тогда многие знали наизусть, а колкие эпиграммы были образцом для подражания — ну, например, вот такая шутливая эпитафия самому себе:

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век.

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек.

-3

Сам автор на полях романа «Евгений Онегин» иронично отображал не только героев, но эпоху, этим, видимо, и задал игривую тональность интерпретации его творения.

Пушкин пишет так, что у нас создаётся впечатление (иллюзорное, конечно), что мы его понимаем, и мы опознаём написанное поэтом как своё, современное. Но это далеко не так, сравните:

Татьяна приходит в кабинет Онегина и видит «стол с померкшею лампадой». Учитель Ильин спрашивает: «Почему Пушкин использует слово «померкшая», а не синонимы «погасшая» или «потухшая»? Эпитет дает образ, который понятен читателям начала 19 века, но не нам. Это и поэтическая отсылка, и метафора тленности, мотив угасания…

А вот как Евгения Онегина нарисовала нейросеть:

-4
-5

Современная жизнь обязывает всех, кто хочет быть публичным и популярным, находиться в тесном контакте с аудиторией, а блог — один из способов добиться этого.

Поэтому Пушкин и для своего времени был источником вдохновения, образцом для подражания во многом. Например, поэт и журналист Дмитрий Минаев написал «Онегина наших дней», где пародировал и стих, и стиль романа Пушкина.

Ведь не случайно Абрам Терц еще в прошлом веке так начинал свою знаменитую статью «Прогулки с Пушкиным». «При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чём его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе».

Именно Андрей Синявский первым заговорил о том, что не следует делать из поэта памятник культуры, но в нашей цифровой действительности мы дошли до амикошонства, граничащего с невежеством.

Профессор ГИТИСа А.Л. Ястребов пишет: «Пушкин — самое многострадальное слово в русском языке. Оно означает все и ничего: и медитацию, и ментальные конструкции, и убогие учебники, и мусор бессознательного, и русский дзен и русский дзинь. В нашей жизни недостаточно Пушкина? Или в нашем Пушкине недостаточно жизни? Читатель, Пушкин - вот текст о поп-культуре твоей души, о любви и спасении».

Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов. Как вернуть к нему интерес? Смотреть разные экранизации романа, театральные постановки, прежде, чем обсуждать, читать сам роман не по кратному содержанию, а приобщаться к подлинному произведению. Наконец, получать удовольствие от текста.

-6

Поэтому современные мемы, посвященные Пушкину, и есть выражение народной любви, к сожалению, такой примитивной, но любви непреходящей. Ведь по сути мем — единица культурной информации, а значит, любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, и есть признание.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ