Найти тему

Занимательные истории

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Николай I ездил торжественно по Петербург-Московской железной дороге. Однажды он увидел посаженный сад, который наскоро соорудили местные власти из срубленных свежих дере­вьев, воткнутых в землю заостренными концами. Дорожки были посыпаны песком. Удовлетворенный новыми насаждениями, царь с довольным и ласковым видом обратился к сторожу-садовнику и спросил у крестьянина:

— Примутся ли деревья?

— Тотчас же после проезда вашего императорского величества примутся долой, а к следующему проезду новых нарубят, — отве­тил садовник.

В старину, когда семафоры были однопроводными, машинисты всегда возили с собой запас гвоздей. Необходимость такого запаса вызывалась следующими соображениями.

При приеме поезда на занятый путь дежурный по станции легко мог свалить вину на машиниста, закрыв семафор и доказывая, что машинист проехал на закрытый сигнал. Машинисты перехитрили дежурного. В случае неправильного приема поезда машинист немедленно приколачивал гвоздем провод к поддерживающему его деревянному столбику и лишал возможности закрывать семафор.

Александр II может считать себя железнодорожником, так как, будучи еще наследником, занимал должность председателя Комитета по постройке первой нашей дороги магистрального типа — Петербург-Московской.

Николай I назначил его на эту должность при следующих обстоятельствах. 1 февраля (по старому стилю) 1842 года под председательством царя состоялось заседание для решения вопроса о постройке дороги. Все министры высказались против железных дорог. Тогда Николай I, дав возможность излиться всем нападкам на железные дороги, с нахмуренным лицом заявил, что он берет на себя единолично решение этого вопроса и так как среди присутствующих министров он не может ни на кого опереться (даже на главу ведомства путей сообщения, поскольку граф Толь был противником железных дорог в России), то он образует особый комитет, во главе которого ставит наследника престола как лицо беспристрастное.

С самого начала постройки Петербург-Московской железной дороги начались «недоразумения» с рабочими, число которых достигло 35 тысяч человек. Стихийные волнения по поводу плохой пищи и неплатежа денег создавали угрозу. Решено было организовать полицию.

В 1844 году создали специальное полицейское управление, обязанности которого официально состояли в том: «1) чтобы рабочие были хорошо и удобно размещены; 2) чтобы все они были довольствуемы от подрядчиков сытною и свежею пищею и в достаточном количестве; 3) чтобы больные были совершен­но призрены и каждый из них получил надлежащую помощь и 4) чтобы подрядчик расплачивался с рабочими своевременно и правильно».

Говорят, что дорога в ад вымощена благими намерениями. Нечего поэтому удивляться, что полиция, поровшая рабочих, на­писала для себя инструкцию, которую необходимо иметь рабочей инспекции для защиты их интересов. Однако это ни к чему не обязывало, и «неблагодарные» рабочие продолжали бунтовать.

Инструкция полиции напоминает другой скверный анекдот того же времени. Шеф жандармов, глава знаменитого третьего отделения собственной Его Величества канцелярии граф Бен­кендорф, вступая в свою должность, спрашивал у императора Николая I руководящих инструкций. Царь, подавая ему носо­вой платок, сказал:

«Вот тебе все инструкции. Чем более отрешь слез этим плат­ком, тем вернее будешь служить моим целям!»

Один из профессоров института путей сообщения отличался упрямым характером, что особенно сказывалось на экзаменующихся студентах. Этот профессор как-то остановил свое внимание на определении мощности машин и довольно часто возвращался к единице мощности — паровой лошади. Студенты прозвали его «паровым ослом».

Понравилась – поставьте лайк.

Курсовые и дипломные работы для студентов ж. д. учебных заведений смотрите здесь

Библиотека студента-железнодорожника