Найти тему

«Змей Горыныч» советского барона

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

С экранопланами связано и имя практически неизвестного широкой публике советского авиационного конструктора с потрясающей биографией, автора фантастических проектов небывалых летательных аппаратов — Роберто Орос ди Бар­тини. Итальянский аристократ, барон с коммунистическими убеждениями еще в начале двадцатых годов приехал в Со­ветский Союз помогать победившему пролетариату строить воздушный флот.

В Стране Советов новоявленный Роберт Людвигович увидел все — и успешные полеты своих крылатых творений, и тюрем­ные камеры НКВД, куда его в феврале 1938 года посадили как итальянского шпиона. «Красному барону» повезло: он уцелел в сталинской мясорубке — несколько лет проработал в «шараш­ке» — специальном ОКБ-29 НКВД (как видим, счет подобных тюремных опытно-конструкторских бюро шел на десятки, а сти­мул к работе был один — свобода) вместе с Туполевым, Петляковым, Мясищевым и другими авиастроителями — и после вы­хода на свободу, продолжил плодотворную конструкторскую де­ятельность.

После окончания Второй мировой войны и обретения свобо­ды Бартини увлекся идей экраноплана, причем намного раньше своего более удачливого коллеги Ростислава Алексеева. У этой идеи, естественно, были военные корни.

Советский Военно-Морской Флот в начале пятидесятых го­дов остро нуждался в межконтинентальных сверхзвуковых гид­росамолетах-бомбардировщиках и стратегических разведчиках. Советские адмиралы полагали, что они смогут таким образом компенсировать отсутствие в Советском Союзе авианосцев.

Генералиссимус Сталин с маниакальным упорством, не об­ращая внимания на очевидный опыт только что завершившихся морских сражений, продолжал настаивать на масштабном стро­ительстве тяжелых крейсеров. Авианосцы к производству даже не планировались. Можно представить, чем бы закончился вы­ход советского океанского флота в открытое море без авиацион­ного прикрытия, что бы осталось от него после первого же столк­новения с противником.

Один из флотских начальников, адмирал Владимирский, считал, что спасти положение может летательный аппарат, спо­собный базироваться на различных акваториях и быть носите­лем ядерного оружия. Оставалось найти конструктора, который построит такой самолет.

Вот тут-то на сцене появился Бартини со своим проектом стратегического экраноплана. В одном из своих интервью он так характеризовал основные принципы, которыми руководство­вался при проектировании необычной машины: «Самолет хоро­шо летает, но плохо поднимается и садится, вертолет хорошо поднимается и садится, но медленно летает. Я полагаю, выход в том, что вместо шасси надо использовать аэродинамический эк­ран под корпусом летательного аппарата. Образующаяся при этом воздушная подушка сделает машины будущего — экранолеты — всеаэродромными или, если угодно, безаэродромными: они смогут садиться и взлетать всюду...»

В 1959 году Бартини представил командованию ВМФ проект, получивший обозначение А-57. Сверхзвуковое «летающее кры­ло» взлетной массой около 300 тонн должно было иметь скорость 2М и межконтинентальную дальность полета. Однако в дальней­шем внешний вид машины претерпел большие изменения.

Небольшое конструкторское бюро Бартини, работавшее на станции Ухтомская под Москвой, постепенно определяло конту­ры будущего экраноплана: «Острый угол в носовой части далее по размаху становился пологим. Носовая кромка была саблеоб­разной, что делало самолет похожим на гигантскую стрелу. У этой машины не было фюзеляжа, горизонтального хвостового оперения и, разумеется, колесного шасси.

Силовая установка состояла из пяти турбореактивных дви­гателей, располагавшихся над кормовой кромкой крыла. Ниж­няя центральная часть летающего крыла была выпуклой, что придавало самолету хорошие амфибийные качества. Далее по размаху профиль становился таким, как этого требовала аэро­динамика больших скоростей».

В самый разгар работы, Военно-Морской Флот официально отказался от будущей машины Бартини. Роль дальних морских разведчиков успешно исполняли строившиеся серийно Ту-16, а принятые на вооружение межконтинентальные ракеты на под­водных лодках сделали неактуальной постройку крылатого но­сителя ядерного оружия.

К тому же Роберт Бартини в своей деятельности постоянно придерживался оригинальной философии: «Конструктор — это генератор идей, и нельзя тратить время на производственные вопросы», поэтому, в отличие от большинства авиационных кон­структоров мира, его абсолютно не интересовала дальнейшая судьба «летающего крыла» после того, как была поставлена по­следняя точка на чертежах.

Главное, считал барон, создать жизнеспособный проект. Он к этому времени уже был увлечен новой фантастической идеей экраноплана динамического поддержания с вертикальным взле­том и посадкой. Работа шла быстро, и в кратчайшие сроки по­явился проект оригинальной машины, получившей обозначение ВВА-14 («вертикально взлетающая амфибия»), который пере­дали для практической реализации на опытный завод конструк­торского бюро Г.П. Бериева в Таганроге, где разрабатывались и строились гидросамолеты.

Таганрогцы, получив чертежи машины Бартини, не спешили с воплощением идеи в металл. У них были свои проблемы и свои проекты, поэтому процесс строительства на глазах превращал­ся в очередной «долгострой». Сам Бартини на заводе почти не появлялся, поэтому достроена ВВА-14 была только в 1974 году.

Любого, кто впервые видел зкраноплан красного барона, прежде всего поражал его необычный внешний вид. Не случай­но к нему сразу же прилипло прозвище «Змей Горыныч», став­шее почти официальным.

Машина, имевшая длину 26 метров при размахе крыла око­ло 30 метров, весила более 50 тонн. Составное крыло состояло из трех частей — центроплана и двух сужающихся консолей. Под ним располагались два надувных поплавка длиной 14 метров и диаметром два с половиной метра, которые использовались при приводнении. Над центропланом были установлены два марше­вых турбовентиляторных двигателя тягой 6800 кгс.

Кроме них, планировалась установка в центроплане верти­кально расположенных подъемных двигателей, которые и должны были обеспечить ВВА-14 возможность вертикального взлета. Но они так никогда и не были смонтированы. Поэтому первый свой вылет экраноплан совершил без них, но для этого пришлось установить колесное шасси.

После нескольких удачных полетов машина Бартини отпра­вилась в дальний путь — совершила перелет из Таганрога в под­московный город Жуковский для продолжения программы лет­ных испытаний. Недостроенная амфибия показала неплохие ка­чества: развивала скорость до 650 км/ч, совершала полеты на высоте 10000 метров на дальность до 2500 километров.

В ходе испытаний была определена и наивыгоднейшая высо­та полета: эффект экрана проявлялся на высоте 9 метров — именно здесь экраноплан демонстрировал свои лучшие свойст­ва, намного превосходящие соответствующие качества самоле­тов традиционной схемы.

Но 6 декабря 1974 года остановилось сердце 77-летнего русско-итальянского конструктора Роберта Бартини. После его смерти ВВА -14 превратилась в никому не нужную сироту. Ко­мандование ВМФ отдало предпочтение экранопланам Алексее­ва, которые уже бороздили просторы Каспийского моря, а у барона-коммуниста не нашлось наследника, способного довести до ума его последнее детище.

«Змей Горыныч» перегнали на родину — в Таганрог, где по­ставили на прикол на опытном заводе КБ Бериева. Оно в этот пе­риод было занято разработкой нового поколения гидросамоле­тов, а «подкидыш» раздражал уже одним своим присутствием. Экраноплан даже переименовали — он стал именоваться «само­лет 14М-1П», а заодно заменили надувные поплавки металличе­скими, установили в передней части корпуса два дополнитель­ных двигателя, нагнетавших воздух под крыло.

Заметно изменившийся «Змей» больше не поднимался в воз­дух. Некоторое время его использовали для исследований эф­фекта поддува, для чего он на скорости до 140 км/ч, скользил по глади Азовского моря. После этого изрядно «побегавшую» ма­шину вытащили на берег, отстыковали крылья и перевезли в Монинский музей ВВС, где она хранится до настоящего времени.

Так на задворках авиамузея, закончил свою короткую и не очень яркую карьеру, потенциально весьма перспективный, эк­раноплан. Почему это произошло, уже говорилось в главе о по­добных машинах Алексеева. Они просто опередили свое время, появившись на свет в стране, которая на всех парах летела в пропасть, и которой уже было не до экстравагантных летатель­ных аппаратов, какие бы выгоды ни сулило их применение.

Поддержите канал-поставьте лайк