С экранопланами связано и имя практически неизвестного широкой публике советского авиационного конструктора с потрясающей биографией, автора фантастических проектов небывалых летательных аппаратов — Роберто Орос ди Бартини. Итальянский аристократ, барон с коммунистическими убеждениями еще в начале двадцатых годов приехал в Советский Союз помогать победившему пролетариату строить воздушный флот.
В Стране Советов новоявленный Роберт Людвигович увидел все — и успешные полеты своих крылатых творений, и тюремные камеры НКВД, куда его в феврале 1938 года посадили как итальянского шпиона. «Красному барону» повезло: он уцелел в сталинской мясорубке — несколько лет проработал в «шарашке» — специальном ОКБ-29 НКВД (как видим, счет подобных тюремных опытно-конструкторских бюро шел на десятки, а стимул к работе был один — свобода) вместе с Туполевым, Петляковым, Мясищевым и другими авиастроителями — и после выхода на свободу, продолжил плодотворную конструкторскую деятельность.
После окончания Второй мировой войны и обретения свободы Бартини увлекся идей экраноплана, причем намного раньше своего более удачливого коллеги Ростислава Алексеева. У этой идеи, естественно, были военные корни.
Советский Военно-Морской Флот в начале пятидесятых годов остро нуждался в межконтинентальных сверхзвуковых гидросамолетах-бомбардировщиках и стратегических разведчиках. Советские адмиралы полагали, что они смогут таким образом компенсировать отсутствие в Советском Союзе авианосцев.
Генералиссимус Сталин с маниакальным упорством, не обращая внимания на очевидный опыт только что завершившихся морских сражений, продолжал настаивать на масштабном строительстве тяжелых крейсеров. Авианосцы к производству даже не планировались. Можно представить, чем бы закончился выход советского океанского флота в открытое море без авиационного прикрытия, что бы осталось от него после первого же столкновения с противником.
Один из флотских начальников, адмирал Владимирский, считал, что спасти положение может летательный аппарат, способный базироваться на различных акваториях и быть носителем ядерного оружия. Оставалось найти конструктора, который построит такой самолет.
Вот тут-то на сцене появился Бартини со своим проектом стратегического экраноплана. В одном из своих интервью он так характеризовал основные принципы, которыми руководствовался при проектировании необычной машины: «Самолет хорошо летает, но плохо поднимается и садится, вертолет хорошо поднимается и садится, но медленно летает. Я полагаю, выход в том, что вместо шасси надо использовать аэродинамический экран под корпусом летательного аппарата. Образующаяся при этом воздушная подушка сделает машины будущего — экранолеты — всеаэродромными или, если угодно, безаэродромными: они смогут садиться и взлетать всюду...»
В 1959 году Бартини представил командованию ВМФ проект, получивший обозначение А-57. Сверхзвуковое «летающее крыло» взлетной массой около 300 тонн должно было иметь скорость 2М и межконтинентальную дальность полета. Однако в дальнейшем внешний вид машины претерпел большие изменения.
Небольшое конструкторское бюро Бартини, работавшее на станции Ухтомская под Москвой, постепенно определяло контуры будущего экраноплана: «Острый угол в носовой части далее по размаху становился пологим. Носовая кромка была саблеобразной, что делало самолет похожим на гигантскую стрелу. У этой машины не было фюзеляжа, горизонтального хвостового оперения и, разумеется, колесного шасси.
Силовая установка состояла из пяти турбореактивных двигателей, располагавшихся над кормовой кромкой крыла. Нижняя центральная часть летающего крыла была выпуклой, что придавало самолету хорошие амфибийные качества. Далее по размаху профиль становился таким, как этого требовала аэродинамика больших скоростей».
В самый разгар работы, Военно-Морской Флот официально отказался от будущей машины Бартини. Роль дальних морских разведчиков успешно исполняли строившиеся серийно Ту-16, а принятые на вооружение межконтинентальные ракеты на подводных лодках сделали неактуальной постройку крылатого носителя ядерного оружия.
К тому же Роберт Бартини в своей деятельности постоянно придерживался оригинальной философии: «Конструктор — это генератор идей, и нельзя тратить время на производственные вопросы», поэтому, в отличие от большинства авиационных конструкторов мира, его абсолютно не интересовала дальнейшая судьба «летающего крыла» после того, как была поставлена последняя точка на чертежах.
Главное, считал барон, создать жизнеспособный проект. Он к этому времени уже был увлечен новой фантастической идеей экраноплана динамического поддержания с вертикальным взлетом и посадкой. Работа шла быстро, и в кратчайшие сроки появился проект оригинальной машины, получившей обозначение ВВА-14 («вертикально взлетающая амфибия»), который передали для практической реализации на опытный завод конструкторского бюро Г.П. Бериева в Таганроге, где разрабатывались и строились гидросамолеты.
Таганрогцы, получив чертежи машины Бартини, не спешили с воплощением идеи в металл. У них были свои проблемы и свои проекты, поэтому процесс строительства на глазах превращался в очередной «долгострой». Сам Бартини на заводе почти не появлялся, поэтому достроена ВВА-14 была только в 1974 году.
Любого, кто впервые видел зкраноплан красного барона, прежде всего поражал его необычный внешний вид. Не случайно к нему сразу же прилипло прозвище «Змей Горыныч», ставшее почти официальным.
Машина, имевшая длину 26 метров при размахе крыла около 30 метров, весила более 50 тонн. Составное крыло состояло из трех частей — центроплана и двух сужающихся консолей. Под ним располагались два надувных поплавка длиной 14 метров и диаметром два с половиной метра, которые использовались при приводнении. Над центропланом были установлены два маршевых турбовентиляторных двигателя тягой 6800 кгс.
Кроме них, планировалась установка в центроплане вертикально расположенных подъемных двигателей, которые и должны были обеспечить ВВА-14 возможность вертикального взлета. Но они так никогда и не были смонтированы. Поэтому первый свой вылет экраноплан совершил без них, но для этого пришлось установить колесное шасси.
После нескольких удачных полетов машина Бартини отправилась в дальний путь — совершила перелет из Таганрога в подмосковный город Жуковский для продолжения программы летных испытаний. Недостроенная амфибия показала неплохие качества: развивала скорость до 650 км/ч, совершала полеты на высоте 10000 метров на дальность до 2500 километров.
В ходе испытаний была определена и наивыгоднейшая высота полета: эффект экрана проявлялся на высоте 9 метров — именно здесь экраноплан демонстрировал свои лучшие свойства, намного превосходящие соответствующие качества самолетов традиционной схемы.
Но 6 декабря 1974 года остановилось сердце 77-летнего русско-итальянского конструктора Роберта Бартини. После его смерти ВВА -14 превратилась в никому не нужную сироту. Командование ВМФ отдало предпочтение экранопланам Алексеева, которые уже бороздили просторы Каспийского моря, а у барона-коммуниста не нашлось наследника, способного довести до ума его последнее детище.
«Змей Горыныч» перегнали на родину — в Таганрог, где поставили на прикол на опытном заводе КБ Бериева. Оно в этот период было занято разработкой нового поколения гидросамолетов, а «подкидыш» раздражал уже одним своим присутствием. Экраноплан даже переименовали — он стал именоваться «самолет 14М-1П», а заодно заменили надувные поплавки металлическими, установили в передней части корпуса два дополнительных двигателя, нагнетавших воздух под крыло.
Заметно изменившийся «Змей» больше не поднимался в воздух. Некоторое время его использовали для исследований эффекта поддува, для чего он на скорости до 140 км/ч, скользил по глади Азовского моря. После этого изрядно «побегавшую» машину вытащили на берег, отстыковали крылья и перевезли в Монинский музей ВВС, где она хранится до настоящего времени.
Так на задворках авиамузея, закончил свою короткую и не очень яркую карьеру, потенциально весьма перспективный, экраноплан. Почему это произошло, уже говорилось в главе о подобных машинах Алексеева. Они просто опередили свое время, появившись на свет в стране, которая на всех парах летела в пропасть, и которой уже было не до экстравагантных летательных аппаратов, какие бы выгоды ни сулило их применение.
Поддержите канал-поставьте лайк