Всем привет! Сегодня продолжаем погружение во вселенную конспирологических миров Виктора Пелевина вместе с его очередным романом "Трансгуманизм INC". В сети гуляет шутка, что при всех социально - политических катаклизмах, каждый год жителей России неизменно ожидают три вещи: послание президента Федеральному собранию, выход очередного "айфона" и презентация нового романа Пелевина. Да, Виктор Олегович с завидной методичностью и регулярностью выпускает по одной книге в год, пробуждая многочисленные споры о снижающемся качестве своей литературы, увязающей в самоповторах. И тем не менее, как бы Пелевина ни ругали, его читают, его обсуждают, о нем говорят... Ярчайший пример ваш покорный слуга - уж сколько раз говорил, что творчество Виктора Олеговича - это как бы не совсем моё, а поди ж ты, мимо книг с его именем на корешке пройти не могу. Не смог и в этот раз - за четыре года знакомства с автором буду читать четвёртую его книгу (по книге за год знакомства получается☺)...
В недалёком будущем люди смогут отделить мозг от стареющего тела, тем самым гарантировав себе вечную жизнь. Но услуга, предоставляемая международной корпорацией "Transhumanism, INC", понятно, будет доступна не всем - лишь вождям, мировым олигархам и архитекторам миропорядка. Но как же им при этом сохранить своё влияние во внешнем мире? Конечно, через имплантированные в мозги "простых смертных" чипы...
Когда моя жена, увидев более, чем странную обложку читаемой мной книги, спросила о чем она, я не сразу нашёлся, что ответить. Как рассказать, о чем книга Пелевина человеку, с автором совершенно незнакомому? С одной стороны, "ни о чем" - просто спутанный поток писательского сознания, словоблудие, или как я его люблю называть, "словесный онанизм". А с другой, если вчитаться, то это книга обо всех нас, о том, что касается и волнует сегодня каждого. Стендап комики, рэперы, прогрессирующее равенство полов, управление консьюмерским обществом с помощью рекламы, зависимость от социальных сетей, трудовые мигранты, вездесущая "зеленая повестка", искусственный интеллект - найдётся место даже Джорджу Флойду и "мимишным котикам". В общем, Виктор Олегович подмечает все модные тенденции нашего общества и бьют по ним своими фирменными сатирой и юмором. Режет правду - матку зло, жёстко, наотмашь, зачастую с самоиронией по поводу того, что "Пелевин уже не тот", но без привычного для себя мата, что объясняет духовным возрождением нашего общества (даже здесь умудряется "стебануть"). Книгу при этом не назовешь "прогулочной" для чтения - пока разберётесь с тремя ветвями трансгуманизма и таерами (уровнями иерархии "банкиров" - мозги хранятся в стеклянных банках, оттого их хозяев, вне зависимости от рода занятий, называют банкирами), пока продеретесь сквозь поток пелевинских неологизмов (например, психотерапевт у автора называется "кукухотерапевтом", Прокуратор превращается в " Бро Куратора", несовершеннолетние проститутки именуются "лолитами", обидное " холоп" заменяется нейтральным "хэлпер", а в слово " гомик" Виктор Олегович вкладывает вовсе не привычное нам всем значение), вам самим может понадобиться "кукухотерапевт"🤣.
Книга по своей структуре напоминает один из предыдущих романов Пелевина "Искусство лёгких касаний" - это не цельное повествование, а роман из семи разрозненных новелл, объединённых общей тематикой. Потенциальная опасность такого построения романа может таиться в том, что не все истории получатся одинаково интересными, не между всеми можно будет поставить знак равенства. Предчувствие не обмануло - насколько сложной для восприятия оказалась первая история о мироустройстве посткарбоновой цивилизации, настолько же захватывающей показалась вторая, в которой бывший самурай в стремлении попасть в баночный мир, имплантирует в мозг проституток, на которых в будущем даже права животных не распространяются, сознание великих самураев и устраивает зрелищные подпольные бои для якудзы. Третья и четвёртая истории покоробили отношением к исторической памяти - в третьей Пелевин в одном из фрагментов так точно и метко рассуждает о многовековых взаимоотношениях Руси и Запада, что я забрал целый абзац в свой цитатник, но буквально через несколько страниц глумится над российским культурным кодом в виде всеми любимой военной песни "Темная ночь", в четвёртой фамилия одного из генералов Судоплатонов относит нас к легендарному советскому разведчику Павлу Судоплатову, посвятившему жизнь борьбе с последователями фашизма, и тут же в размышлениях одного из правителей посткарбонового мира о победителях и побежденных его воображение рисует картинки, как в случае победы Гитлера всех детей принимают в "гитлерят"... Я понимаю, автор может парировать мне, что это такой стёб над небезызвестной всем страной "У" (недаром ведь в тексте так часто мелькают такие топонимы, как Винница или Житомир), но меня, тем не менее, покоробило. Понравилась пятая история, в которой принадлежащий "Transhumanism Inc" бутик - отель предлагает постояльцам достаточно экзотичную услугу, популярную даже среди некоторых "банкиров" из высшего таера - гостям деактивируют зоны мозга, ответственные за артикуляцию и рефлексию, превращая их в подчиняющихся инстинктам кошек. Равно как и шестая, рассказывающая историю о молодом помещике, использующим собственную холопку для сексуальных утех, а вдоволь пресытившись, деактивирующим её. А вот в последней истории, являющейся как бы квинтэссенцией всей книги, Виктор Олегович снова перемудрил...
Итого, что мы имеем на выходе? В соотношении "понравилось - не понравилось" 3-4, что говорит не в пользу книги и мешает её комплексной положительной оценке. Я соглашусь с теми, кто называет эту книгу не лучшим из творений Пелевина, для меня лучшим из читанного у него по - прежнему являются "Тайные виды на гору Фудзи". Эта же книга вызвала неоднозначные впечатления. Не разочаровала, конечно, так сильно, как "Empire V", но и щенячьего восторга не вызвала. Да, очевидного не признать нельзя: Виктор Олегович - "пророк в своём отечестве", умеющий тонко подмечать всё то, что волнует его соотечественников и "протаскивать" это в своём творчестве, но произведения его для чтения подойдут далеко не всем, а только очень преданным поклонникам писателя. Лично я даже не знаю, буду ли впредь экспериментировать с его творчеством. Хотя пути Господни, как говорят, неисповедимы.