Вариант 35 сборника ФИПИ-2024 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)
Начнём с задания 2:
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 47 текста: «Тогда на крыше сеней в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждёт чего-то».
Смысл предложения 47 текста И.С. Шмелёва я понимаю так: детские наблюдения, знакомство с маляром и наслаждение его песнями помогли рассказчику полюбить родной язык, почувствовать его красоту. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Поначалу рассказчик считал маляра суровым и неприветливым. Мальчику казалось, что он «сердито мурлыкал» тоскливую песню и нарочно не допевал её до конца, а на него самого смотрел «исподлобья», «свирепо» (предложения 5, 8, 11). Однако затем ребёнок узнаёт, что и этот страшный на вид мужик способен на искреннюю доброту и нежность. В предложениях 38-40 маляр ласково утешает Ваську, признаётся, что у него растёт такого же возраста сын. Становится ясно, что противоречивый характер маляра помог герою-рассказчику познать душу родного народа, «нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием».
Но не только личные качества маляра повлияли на рассказчика, его понимание красоты родного языка. Сам герой рос наблюдательным ребёнком: появление маляра он связывал с наступлением весны, ведь от него пахло «замазкой и красками», а своей работой он словно приближал тепло. В предложении 8 рассказчик признаётся, он что старался узнать продолжение песни, а в предложении 21 говорит о том, как пел на ухо маляру строки, которые запомнил. Когда он и Васька подружились с маляром, рассказчик с наслаждением слушал другие народные песни, рисуя в воображении картины «тоски и раздолья». Итак, наблюдательность героя позволила разглядеть красоту в народных песнях, в родной природе.
Таким образом, внимательному человеку мир открывается во всей полноте красок. Он замечает красоту окружающей природы, слышит мелодичность народного языка, а встреча с людьми, мастерски владеющими родной речью, помогает ему глубже понять и полюбить родную культуру.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как в сердце человека зарождается любовь к родному языку?». Дайте определение понятию ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ и прокомментируйте его, ответив на вопрос сформулированный в теме сочинения.
Любовь к родному языку — это особое чувство, которым наделён глубоко патриотичный человек. Оно заключается в способности чувствовать красоту и гармонию языка, гордиться культурным достоянием Родины. Как же в сердце человека зарождается любовь к родному языку? Я думаю, это чувство появляется в детстве, когда человек слышит выразительную речь родителей или других значимых взрослых. Чтобы доказать эту мысль, обратимся к примерам.
В тексте И.С. Шмелёва любовь к родному языку приобретает герой-рассказчик. Знакомство с маляром, поначалу казавшимся ребёнку суровым и неприветливым, открыло герою душу родного народа, «нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием». Слушая песни маляра, мальчик понимает, что их образы приоткрыли ему «новый мир — ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждёт чего-то...». Итак, влияние личности мужика-маляра, красота исполняемых им песен научили рассказчика замечать красоту родного языка и русской природы.
Любовью к русской речи был наделён и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Слушая в детстве сказки няни, он восхищался красотой и богатством народного языка. Благодаря Арине Родионовне, талантливой рассказчице, поэт познал красоту природы и силу слова, великое наследие народа, сохранённое в песнях и сказках. Любовь к родному языку, возникшая в детстве, сохранилась на всю жизнь, и теперь творчество Пушкина знакомо каждому русскоязычному человеку, в нём поэт учит и нас замечать богатство и красоту русской речи.
Таким образом, в детстве, когда человек наиболее восприимчив, благодаря влиянию взрослых формируются важные нравственные качества. Одно из них, любовь к родному языку, свойственно каждому чуткому и внимательному человеку, искреннему патриоту, любящему культуру своего народа.
Другие возможные аргументы:
🍀 «Евгений Онегин», роман в стихах А.С. Пушкина: Татьяна, «русская душою», ценила красоту родного языка, хотя и в письмах могла изъясняться только по-французски, как было принято в ту эпоху в дворянском сословии. Любовь Татьяны к русской культуре подчёркнута в сценах гадания, когда девушка вместе с крестьянками следует народным обычаям. Также в саду, перед объяснением с Татьяны с Евгением, звучит народная песня, подчёркивающая глубину чувств девушки, её первой любви.
🍀 «Русский язык», стихотворение в прозе И.С. Тургенева: лирический герой говорит о том, что в трудные минуты именно родной язык служит ему «поддержкой и опорой». Народное достояние, сохранившееся в речи, возвращает ему веру в светлое будущее: ведь «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
🍀 «Бежин луг», рассказ И.С. Тургенева: крестьянские дети рассказывают друг другу истории возле костра, пока стерегут лошадей. В их живых рассказах переплетаются народные предания и собственный опыт, выдумка граничит с реальностью. Охотник восхищается богатством и образностью речи простых детей, ведь в ней находит отражение вся глубина народной культуры.
🍀 «Мужество», стихотворение А.А. Ахматовой: лирическая героиня призывает защитить и сохранить родной язык во что бы то ни стало, родная речь для неё — главная ценность, святыня.
🍀 «Слово», стихотворение И.А. Бунина: язык — главное достояние народа, вечная ценность, которую нужно сберечь.
Цитаты классиков для аргументации:
🍀 Н.В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
🍀 А.И. Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
🍀 К.Г. Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»; «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
🍀 И.С. Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (Стихотворение в прозе «Русский язык»)
🍀 В.Г. Белинский: «...Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий ... В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов...
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».
🍀 В.И. Даль: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник или рудник наш, сокровищница нашего языка...»
🍀 А.Н. Толстой: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
🍀 М.А. Шолохов: «Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».
🍀П.А. Вяземский:
Язык есть исповедь народа:
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной...
📝 Какое сочинение написать следующим? Комментарии открыты для ваших предложений! И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨