Найти в Дзене

Как реагировать на плохие оценки ребенка? Советы родителям

Оглавление

Ребенок принес «тройку» по контрольной или отхватил «двойку» по поведению. Наверняка вы рассчитывали на другой результат, поэтому закономерно расстраиваетесь. На эмоциях можете даже сорваться, отчитать и придумать наказание. Но если вы открыли эту статью, скорее всего, хотите изменить свое поведение.

Чтобы понять, как реагировать на плохие оценки ребенка, вспомните себя в детстве. Что вы хотели услышать от учителей или родителей, когда не справились с заданием? Слова понимания и предложение о помощи? Поддержку и подбадривание? На этом можно было бы закончить статью, но мы попытаемся влезть в вашу голову, чтобы разобраться, почему плохие оценки вызывают негативные эмоции. Рассмотрим распространенные сценарии поведения и подскажем правильный алгоритм действий.

Взрослые боятся «двоек» сильнее, чем дети

Многие родители реагируют на плохие оценки болезненнее, чем сами школьники. Страх «двойки» живет во взрослых со школьных времен, и не всегда от него получается избавиться полностью. Плохие отметки способны пробудить бурю эмоций:

  • Страх публичного осуждения — родители считают «двойку» личным промахом и думают, что преподаватели будут осуждать их за плохое воспитание ребенка.
  • Чувство вины — его природа схожа с источником страха публичного осуждения, когда родители считают своим долгом тянуть ребенка только на «отлично», отбрасывая другие объективные факторы.
  • Волнение за будущее ребенка — оценки в дневнике приобретают чуть ли не сакральное значение; мысленно мы наделяем их силой изменить всю жизнь.
  • Зависть — кажется, что другие родители и чужие дети справляются со школьными обязанностями лучше.
  • Злость — родители могут злиться на ребенка, считая, что тот плохо старался или ленился.

Эти эмоции очень сильные и болезненные. Многие из них — продукт ограничивающих убеждений, с которыми взрослые жили долгие годы. В моменте со всеми кипящими чувствами бывает сложно справиться, но мы должны постараться. Ради наших детей.

В норме негативные эмоции перерабатываются в мысли о том, как помочь ребенку справиться с ситуацией.

Так делать не нужно

Если ругать ребенка за плохую успеваемость, он начнет бояться родителей. Будет врать и скрывать оценки, чтобы избежать криков и наказаний. Это никак не мотивирует, а только расстраивает. Дети могут думать, что родителям важны не их знания, а только отметки в дневнике.

Когда ребенок сообщает о плохой оценке, воздержитесь от подобных фраз:

«А я тебе говорила, что за голову пора браться!»

«И это такая благодарность за то, что мы с отцом для тебя делаем?»

«А одноклассники что получили? Они, наверное, до ночи в телефонах не сидят, как ты, а нормально готовятся»

«Ну и в кого ты такая бездарь?!»

«Отныне никакого телефона, планшета и друзей. Пока не исправишь оценку, будешь сидеть дома за учебниками!»

Учимся реагировать экологично и правильно ✅

Оценки по школьным предметам не определяют человеческую личность. Ребенок, получив «двойку» или «тройку», не должен чувствовать себя плохим. Важно помнить об истинном предназначении оценок — это показатель текущего уровня знаний; маркеры, по которым можно ориентироваться при изучении нового материала. Если где-то есть пробел, нужно уделить ему больше внимания.

Вместо того чтобы сорваться на ребенка или поддаться пассивно-агрессивным замечаниям, лучше следовать такому алгоритму:

  1. Успокойтесь. Не начинайте разговор, если внутри кипит буря эмоций. Дайте себе время, чтобы унять ее.
  2. Посочувствуйте. Не обесценивайте переживания ребенка и не ставьте свои эмоции на первый план. Все-таки, не вы получили «двойку» и выговор от учителя.
  3. Выясните причины. Плохие оценки — не только результат лени или забывчивости. Если ребенок занят на дополнительных секциях, ему может не хватать времени и сил хорошо подготовиться. Некоторые дети помогают своим одноклассникам, поэтому отвлекаются от выполнения своей работы. Или могут растеряться при ответе у доски. Важно проявлять чуткость и попытаться выяснить истинную причину.
  4. Обсудите, как можно решить ситуацию. Предложите свою помощь в подготовке. Возможно, стоит нанять репетитора.
  5. Дайте возможность исправить оценку. Особенно, если ребенок понимает причину неудачи и тоже недоволен результатом.

Пример того, что можно сказать: «Я вижу, что ты расстроился из-за оценки. Полностью тебя понимаю. Как думаешь, почему так произошло? Не хватило времени на подготовку, или были сложные задания, которые вам не объясняли? Хочешь, можем вместе разобрать ошибки». Важное условие — голос должен быть спокойным 😌

Даже если вы понимаете, что ребенок забыл о домашнем задании, не нужно его отчитывать и «пилить». Вряд ли вы потерпите такое отношение от своего начальства. Лучше спокойно, уважительно обсудить ситуацию и договориться, как ее можно исправить.