Найти в Дзене
Люди в окнах

Рождение барокко в архитектуре

Оглавление

Иван Князев подошел ко мне после спектакля и спросил, как попасть в журнал. Я поинтересовалась: «А чем вы занимаетесь?» Иван ответил: «Я пишу, увлекаюсь историей архитектуры, занимаюсь тхэквондо, играю в театре, фотографирую, рисую…» Я подумала: «Здорово!» Но есть проблема: что же нам выбрать из большого списка интересов в качестве темы для колонки? Мы остановились на архитектуре и рисунках. Встречайте новую колонку, в которой Иван будет рассказывать об истории архитектуры, сопровождая свои истории авторскими иллюстрациями! Первая статья посвящена возникновению стиля барокко в архитектуре. Слово Ивану.

Барокко — первый стиль в русской архитектуре, который был заимствован из Западной Европы, где он и возник в XVII веке. В России барокко стал развиваться в последней трети XVII века и оставался популярным до середины XVIII века, в отдельных регионах страны — вплоть до первой четверти XIX века. Прежде чем говорить о барокко в России, предлагаю обратиться к истории барокко в Европе.

Зарождение барокко в Европе

До XVII века стили в Европе развивались последовательно. Воздушная готика пришла на смену грузному романскому стилю. Готику сменило Возрождение. Но в XVII веке в Европе возникают два параллельных стиля, которые находятся в противостоянии друг с другом: классицизм и барокко. Эти стили существуют параллельно, конкурируя друг с другом.

Классицизм происходит от латинского слова classicus «образцовый», в качестве образца имеется в виду античность, к которой можно приближаться, копировать, но невозможно превзойти. В основе классицизма лежат логика, разум, порядок. Мы видим апелляцию к разумному началу человека. 

Пример классицизма. Портик Виллы Ротонды, Италия, вторая половина XVI века
Пример классицизма. Портик Виллы Ротонды, Италия, вторая половина XVI века

Барокко же происходит от итальянского слова barocco «вычурный». В основе барокко лежат эмоции, страсти, чувство, движение. Здесь можно видеть апелляцию к эмоциональному и даже чувственному началу человеческой природы.

Пример барокко. Церковь Святого Игнатия Лойолы. Италия, первая половина XVII века
Пример барокко. Церковь Святого Игнатия Лойолы. Италия, первая половина XVII века

Отцом барокко считается знаменитый деятель эпохи Возрождения Микеланджело. Классицизм возводят к не менее знаменитому его современнику Леонардо да Винчи. Микеланджело и да Винчи считаются великими соперниками, которые терпеть не могли друг друга. В жизни они встретились только однажды: во Флоренции, в начале XVI века при росписи Палаццо Веккьо. Они расписывали две противоположные стены одного зала дворца, обе росписи остались незавершенными. В 1512 году из-за начавшейся реконструкции оригиналы работ были утрачены. Считается, что именно отсюда, из этих двух незавершенных, а впоследствии и утраченных росписей, берут начало два стиля — классицизм и барокко.

Раннее Новое время ознаменовывается религиозными войнами и приходом Реформации. Ее деятели утверждают, что между Богом и человеком не должно быть посредника в виде церкви. Общение должно быть прямым: разумный человек общается со вселенским разумом Бога. Эта идея была противопоставлена пышной католической церкви, которая апеллировала к толпе и чувствам. В католической церкви, в отличие от аскетов-протестантов, ставка сделана на пышность, внешний эффект, церемониал и театральность.

Слышите этот диалог двух начал? Разум и порядок, с одной стороны, и с другой — театральная пышность и порождаемые ею эмоции. Разум, порядок, логика — вот те слова, которыми можно описать классицизм. Страсти, эмоции, чувства, движение — это барокко. Эстетика классицизма нормативна: цельность, простота, постоянство. Барокко — развитие, движение, парадоксальность. В основе классицизма лежит античный разум. В основе барокко — иррациональная идея христианства. Благодаря этому противопоставлению мы можем увидеть основные черты барокко. В исполнении стиль барокко проявляется во всевозможных архитектурных элементах: наличниках, деталях, завитушек и декоративных нюансах. Все это придает подвижность, эмоциональную насыщенность и экспрессивность.

Зарождение московского барокко

Русское барокко можно разделить на несколько периодов: московское, петровское и елизаветинское. Некоторые специалисты выделяют также Аннинское барокко, которое находится между петровским и елизаветинским. К нему можно отнести ранний период творчества архитектора Бартоломео Растрелли. Московское барокко — это первый, самый ранний период барокко в России. Оно вбирает в себя все декоративные элементы, которыми отличается этот стиль в Европе. Вбирает, абсорбирует, интерпретирует и выдает завершенную концепцию — Европа в русском духе.

Московское барокко — это не барокко в полном смысле слова. Это дух европейской архитектуры, который коснулся традиционного русского зодчества и несколько его преобразил. Это далеко еще не европейский стиль. В московском барокко мы видим все традиционные черты, присущие русской архитектуре. Этот только первое прикосновение. Первый шаг. Переходный этап. Дальше этот стиль будет развиваться. И мы по мере продвижения вперед будем замечать, как барокко все более отходит от традиционных черт русской школы и все более приближается к Европе. И тем интереснее все это наблюдать и изучать: как одно неспешно и постепенно приходит в другое.

Это касается не только архитектуры. Архитектура — это лишь зеркало исторических процессов. Мы можем, указывая на ту или иную постройку, сказать, что скрывается за ней. Что думал, чем жил, что чувствовал не только архитектор или заказчик, но и социум в целом. Какова была эпоха? Архитектура — это книга. Страницы этой книги — слепки, отпечатки разных эпох. Этими слепками можно восхищаться, их можно читать, их можно и нужно изучать.

Почему барокко появилось в России в последней трети XVII века? Россия в этот период застыла в ожидании больших перемен. Все тогда жило и дышало грядущими реформами, и архитектура откликнулась на этот социальный запрос. Архитектура лишь дает ответ в духе времени. Дело за малым — родиться тому, кто возьмет страну в свои руки и поведет ее к дальнейшим свершениям. И пока Москва (осознанно или неосознанно) отстраивается в новом и модном стиле, в царской семье 30 мая 1672 года рождается младший сын. Имя этого ребенка вам хорошо известно — Петр, тот самый, который войдет в историю с титулом Великий.

Московское барокко можно найти в самых разных уголках Москвы, но ярче всего оно представлено в ансамблях Новодевичьего и Высоко-Петровского монастырей. И это не просто церкви, колокольни и башни, это еще и великий спор двух властных фамилий: Нарышкиных и Милославских.

Предлагаю в следующий раз подробно поговорить о Новодевичьем монастыре, а далее уже прийти к его «сопернику» — Высоко-Петровской обители.

Если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал!