Иван Князев подошел ко мне после спектакля и спросил, как попасть в журнал. Я поинтересовалась: «А чем вы занимаетесь?» Иван ответил: «Я пишу, увлекаюсь историей архитектуры, занимаюсь тхэквондо, играю в театре, фотографирую, рисую…» Я подумала: «Здорово!» Но есть проблема: что же нам выбрать из большого списка интересов в качестве темы для колонки? Мы остановились на архитектуре и рисунках. Встречайте новую колонку, в которой Иван будет рассказывать об истории архитектуры, сопровождая свои истории авторскими иллюстрациями! Первая статья посвящена возникновению стиля барокко в архитектуре. Слово Ивану.
Барокко — первый стиль в русской архитектуре, который был заимствован из Западной Европы, где он и возник в XVII веке. В России барокко стал развиваться в последней трети XVII века и оставался популярным до середины XVIII века, в отдельных регионах страны — вплоть до первой четверти XIX века. Прежде чем говорить о барокко в России, предлагаю обратиться к истории барокко в Европе.
Зарождение барокко в Европе
До XVII века стили в Европе развивались последовательно. Воздушная готика пришла на смену грузному романскому стилю. Готику сменило Возрождение. Но в XVII веке в Европе возникают два параллельных стиля, которые находятся в противостоянии друг с другом: классицизм и барокко. Эти стили существуют параллельно, конкурируя друг с другом.
Классицизм происходит от латинского слова classicus «образцовый», в качестве образца имеется в виду античность, к которой можно приближаться, копировать, но невозможно превзойти. В основе классицизма лежат логика, разум, порядок. Мы видим апелляцию к разумному началу человека.
Барокко же происходит от итальянского слова barocco «вычурный». В основе барокко лежат эмоции, страсти, чувство, движение. Здесь можно видеть апелляцию к эмоциональному и даже чувственному началу человеческой природы.
Отцом барокко считается знаменитый деятель эпохи Возрождения Микеланджело. Классицизм возводят к не менее знаменитому его современнику Леонардо да Винчи. Микеланджело и да Винчи считаются великими соперниками, которые терпеть не могли друг друга. В жизни они встретились только однажды: во Флоренции, в начале XVI века при росписи Палаццо Веккьо. Они расписывали две противоположные стены одного зала дворца, обе росписи остались незавершенными. В 1512 году из-за начавшейся реконструкции оригиналы работ были утрачены. Считается, что именно отсюда, из этих двух незавершенных, а впоследствии и утраченных росписей, берут начало два стиля — классицизм и барокко.
Раннее Новое время ознаменовывается религиозными войнами и приходом Реформации. Ее деятели утверждают, что между Богом и человеком не должно быть посредника в виде церкви. Общение должно быть прямым: разумный человек общается со вселенским разумом Бога. Эта идея была противопоставлена пышной католической церкви, которая апеллировала к толпе и чувствам. В католической церкви, в отличие от аскетов-протестантов, ставка сделана на пышность, внешний эффект, церемониал и театральность.
Слышите этот диалог двух начал? Разум и порядок, с одной стороны, и с другой — театральная пышность и порождаемые ею эмоции. Разум, порядок, логика — вот те слова, которыми можно описать классицизм. Страсти, эмоции, чувства, движение — это барокко. Эстетика классицизма нормативна: цельность, простота, постоянство. Барокко — развитие, движение, парадоксальность. В основе классицизма лежит античный разум. В основе барокко — иррациональная идея христианства. Благодаря этому противопоставлению мы можем увидеть основные черты барокко. В исполнении стиль барокко проявляется во всевозможных архитектурных элементах: наличниках, деталях, завитушек и декоративных нюансах. Все это придает подвижность, эмоциональную насыщенность и экспрессивность.
Зарождение московского барокко
Русское барокко можно разделить на несколько периодов: московское, петровское и елизаветинское. Некоторые специалисты выделяют также Аннинское барокко, которое находится между петровским и елизаветинским. К нему можно отнести ранний период творчества архитектора Бартоломео Растрелли. Московское барокко — это первый, самый ранний период барокко в России. Оно вбирает в себя все декоративные элементы, которыми отличается этот стиль в Европе. Вбирает, абсорбирует, интерпретирует и выдает завершенную концепцию — Европа в русском духе.
Московское барокко — это не барокко в полном смысле слова. Это дух европейской архитектуры, который коснулся традиционного русского зодчества и несколько его преобразил. Это далеко еще не европейский стиль. В московском барокко мы видим все традиционные черты, присущие русской архитектуре. Этот только первое прикосновение. Первый шаг. Переходный этап. Дальше этот стиль будет развиваться. И мы по мере продвижения вперед будем замечать, как барокко все более отходит от традиционных черт русской школы и все более приближается к Европе. И тем интереснее все это наблюдать и изучать: как одно неспешно и постепенно приходит в другое.
Это касается не только архитектуры. Архитектура — это лишь зеркало исторических процессов. Мы можем, указывая на ту или иную постройку, сказать, что скрывается за ней. Что думал, чем жил, что чувствовал не только архитектор или заказчик, но и социум в целом. Какова была эпоха? Архитектура — это книга. Страницы этой книги — слепки, отпечатки разных эпох. Этими слепками можно восхищаться, их можно читать, их можно и нужно изучать.
Почему барокко появилось в России в последней трети XVII века? Россия в этот период застыла в ожидании больших перемен. Все тогда жило и дышало грядущими реформами, и архитектура откликнулась на этот социальный запрос. Архитектура лишь дает ответ в духе времени. Дело за малым — родиться тому, кто возьмет страну в свои руки и поведет ее к дальнейшим свершениям. И пока Москва (осознанно или неосознанно) отстраивается в новом и модном стиле, в царской семье 30 мая 1672 года рождается младший сын. Имя этого ребенка вам хорошо известно — Петр, тот самый, который войдет в историю с титулом Великий.
Московское барокко можно найти в самых разных уголках Москвы, но ярче всего оно представлено в ансамблях Новодевичьего и Высоко-Петровского монастырей. И это не просто церкви, колокольни и башни, это еще и великий спор двух властных фамилий: Нарышкиных и Милославских.
Предлагаю в следующий раз подробно поговорить о Новодевичьем монастыре, а далее уже прийти к его «сопернику» — Высоко-Петровской обители.
Если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал!