«Сколько всё это стоит? Когда будет готово? Нам нужно вчера!»
На встречах с заказчиками нас часто спрашивают, во сколько нам обходится разработка телемедицинской платформы, сколько времени занял запуск и чем готовый сервис лучше для клиники, чем разработка собственного решения. Мы отвечаем честно и даем расчёт в моменте, поскольку регулярно проводим оценку ресурсов. Собрали самые частые вопросы заказчиков, и вышел открытый разговор о том, как сервис для онлайн-консультаций может стать местом близкого и расширяющегося контакта с пациентом.
Сколько-сколько? А почему так дорого?!
300 миллионов рублей. Столько мы инвестировали в разработку платформы Медтера Телемедицина, где сегодня зарегистрированы 8 миллионов пациентов и проведено 3 миллиона телеконсультаций.
В 2016 году мы запустили пилотную версию платформы; её разработка заняла около семи месяцев. И вот уже седьмой год работаем над тем, чтобы она стала главным инструментом клиники для развития контакта с пациентом. Любая клиника может спросить себя, есть ли в её распоряжении столько же времени и ресурсов для создания собственной платформы, где можно не только консультировать пациентов онлайн, но и развивать продажи своих услуг.
Но откуда у ИТ-разработчика медицинская экспертиза?
«Медлайнсофт» автоматизирует здравоохранение 13 лет. С 2010 года мы реализовали несколько проектов для ЕМИАС Москвы, создали региональный сегмент ЕГИСЗ для Ярославской области, запустили пилотные проекты для федеральных фондов медицинского и социального страхования. К середине 2010-х мы умели автоматизировать работу медицинских ведомств в масштабе целого региона.
Нашей целью было максимально эффективно использовать полученный опыт. Мы решили создать собственный цифровой сервис, которым могли бы пользоваться государственные и частные медцентры.
Так появилась Медтера — телемедицинская платформа с расширенными возможностями: в ней клиники могут консультировать пациентов онлайн и управлять загрузкой врачей, работать со страховыми компаниями, лабораториями и другими партнёрами, а ещё — развивать продажи своих медицинских продуктов.
Все клиники разные. Как вы понимаете, что нужно заказчику?
Семь лет назад мы начали разработку совместно с сетью многопрофильных клиник «Доктор рядом»: компания планировала запустить телемедицинский сервис для пациентов, а мы — углубить медицинскую компетенцию, чтобы платформа отвечала всем требованиям рынка.
Изначально мы планировали создать монолитное решение с постоянным набором функций: телемедициной, расписанием, электронной медкартой и другими. Но десятки консультаций с медицинским менеджментом изменили наш подход. Мы видим, что состав платформы может сильно меняться в зависимости от задач бизнеса. Например, клиника может проводить телемедицинские консультации, но не пользоваться онлайн-расписанием. Другой пример: многие клиники принципиально не предлагают скидки, поэтому не будут подключать программу лояльности. Наша постоянная задача — сохранять платформу гибкой и способной адаптироваться под уникальные процессы заказчика.
Как клиника может зарабатывать на телемедицине? Есть примеры?
1. Расширять предложение услуг внутри телемедицинской консультации.
Например, группа компаний «Эксперт» в своём сервисе Telemedex предлагает консультацию дежурного рентгенолога для расшифровки исследований, которые нельзя отложить. Ещё у коллег востребована услуга второго мнения рентгенолога — когда нужно повторно оценить исследование, сделанное в другой клинике, пересмотреть заключение. Также пользуются спросом онлайн-консультации по коррекции веса при подготовке к сложным операциям.
2. Расширять выбор врачей онлайн — за счёт привлечения клиник-партнеров и подключения узких специалистов, которые редко ведут очный приём.
Например, московский «Лечебный центр» подключил к телемедицинской платформе врачей-педиатров из партнерской клиники, чтобы пациенты могли решать срочные вопросы, касающиеся здоровья их детей. А Швейцарская Университетская Клиника, специализирующаяся на хирургии, открыла телемедицинский прием врача-гинеколога для консультирования перед операциями.
3. Расширять сценарии использования телемедицины для разных категорий пациентов.
Например, коллеги из ГК «Эксперт» работают над вовлечением в свою телемедицинскую платформу пациентов сразу по нескольким маршрутам:
🔵 Пациент проживает в удаленном регионе и приезжает в клинику на первичную консультацию; на повторный прием с результатами анализов его приглашают уже онлайн, чтобы сберечь его логистические затраты.
🔵 Пациент маломобильный или имеет другие трудности с тем, чтобы регулярно приезжать в клинику; ему предлагают проводить в онлайн-формате повторные визиты, которые не сопряжены с дополнительной диагностикой.
🔵 Пациенты, которым нужно динамическое наблюдение на основании проведенных исследований, например, МРТ.
🔵 Пациенты, которым требуется разъяснение по проведенным исследованиям с привлечением дополнительных специалистов: например, дежурный рентгенолог, невролог или другой профильный врач.
4. Предлагать услугу долгосрочного мониторинга здоровья, особенно актуального для пациентов с хроническими заболеваниями.
Например, клиника «Медицея» предлагает пациентам недельный, двухнедельный и месячный курсы наблюдения, которые включают общение с врачом в чате и динамический мониторинг выбранных показателей здоровья (давления, уровня сахара в крови и других).
5. Предлагать индивидуальные и корпоративные программы услуг.
Например, платформа корпоративного благополучия «ПОНИМАЮ» развивает через телемедицинскую платформу программы удалённой поддержки сотрудников компаний: юридической помощи, финансового консалтинга, консультаций по здоровому образу жизни и других услуг.
Когда же окупятся вложения в телемедицину для клиники?
Подключение одного врача к телемедицинской платформе окупается за первые два онлайн-приёма. Третий и последующие приёмы становятся прибылью клиники.
Есть много способов увеличить число онлайн-приёмов: например, предлагать пациентам, которые не могут прийти на повторный приём в клинику, получить консультацию врача телемедицины; пациентам, проходящим диагностику в клинике, предлагать удалённую расшифровку анализов с рекомендациями по дальнейшему обследованию и лечению, и так далее.
А что дальше? Какие перспективы у телемед-платформы?
Сегодня «Медтера Телемедицина» во много раз переросла саму себя времён запуска. Мы начали проектировать её как телемедицинскую платформу, но шесть лет спустя она выросла в полноценный сервис для управления здоровьем, а для клиники – в инструмент коммуникации с пациентом и увеличения дохода.
Мы непрерывно расширяем медицинский блок: теперь помимо телеконсультаций для пациента может быть организован консилиум из нескольких специалистов; также на платформе проводятся внутренние конференции «врач-врач». Доработана электронная медицинская карта, подключены дневник здоровья и курсы наблюдения для хронических пациентов.
Наш текущий фокус – развитие маркетинговых сервисов платформы и расширение её возможностей как канала продвижения клиники и привлечения пациентов. О планах, идеях и их реализации у пользователей рассказываем в нашем телеграм-канале о телемедицине и сервисах для клиник https://t.me/medtera_telemed