Помните, была такая детская игрушка – калейдоскоп: как будто маленькая подзорная труба с зеркальной призмой и щепоткой цветных стеклышек или камешков внутри? Поднесешь к глазу, повращаешь вокруг оси – и камешки-стеклышки в невообразимые узоры собираются, и каждый раз в новые, один другого замысловатее.
Иногда Москва мне очень сильно напоминает такой калейдоскоп. Чуть-чуть повернешься – и нам предстало собрание из сорока сороков монастырей и храмов, или городских усадеб, или доходных домов. Крутанешь еще – и вот созвездие построек Федора Шехтеля, вот – Матвея Казакова, еще раз – и получается особый узор из творений Льва Николаевича Кекушева или Романа Клейна. А следующее движение – и что бы то ни было: храмы, особняки и гостиницы, кем бы ни были построены – объединяются именем того или иного знаменитого москвича.
Как раз такая история меня ждет сегодня.
Всего на несколько шагов отойдя от бывших палат Льва Кирилловича Нарышкина и усадьбы Суворовых, я остановился возле массивного, нарядно украшенного дома.
И это, как я и упоминал в предыдущем рассказе, был…
…Доходный дом купцов Куманиных
Построил его в 1874 году архитектор Иван Павлович Херодинов (или, как встречается в других документах, Хородинов).
Заказчиком строительства выступил уже знакомый нам купец, чаеторговец, потомственный почетный гражданин, благотворитель и меценат Николай Гордианович Куманин.
Тот самый, чья семья до самой революции владела соседней усадьбой. По всем же бумагам дом (мы помним такую традицию записывать недвижимость на родственников) принадлежал его супруге Ольге Васильевне.
Когда смотришь на это четырехэтажное здание на высоком полуподвале, может возникнуть подозрение, что его дважды надстраивали, но ничего о том я найти не смог. Так что, вполне вероятно, именно таким оно и было в момент своего «рождения». Впрочем, если знающие люди уточнят этот вопрос, будет здорово. Ведь за то, как мои дорогие подписчики регулярно пополняют мои скромные заметки, я особенно люблю свой маленький Дзен.
Цоколь здания и первый этаж рустованы и имеют более темный оттенок, чем верхние этажи. Если взглянуть на старые фото здания, то такая традиция соблюдалась и раньше, хотя насыщенность цвета внизу и менялась с течением времени (5 фото).
Верхние этажи украшает лепнина, а дробящие фасад и скошенный угол дома ордерные пилястры дарят буквально ощутимую стройность и легкость всей постройке (6 фото).
А вот окна у дома довольно простые и скромные, но оттого не менее симпатичные. Пусть и без привычных уже вычурных наличников.
Точно так же, как и усадьба по соседству, доходник на Мясницкой после кончины Николая Куманина перешел по наследству его сыну Василию Николаевичу.
Но, разумеется, отец и сын Куманины, владевшие двумя домами на одной улице, не могли сами по себе, в одиночку, вдохновить меня вспомнить о калейдоскопе.
Для этого мне стоило чуть больше…
…Разузнать о живших здесь людях
И в первую очередь я здесь повстречался еще с одной хорошо знакомой мне фамилией. Знакомой по заметке, которую я писал, прогуливаясь по переулкам Старого Арбата. И это – владелец деревянного резного теремка в Староконюшенном переулке, меценат и предприниматель Александр Александрович Пороховщиков.
А если точнее, то мой новый рассказ касается его дочери Ольги Александровны, жены камергера, сотрудника канцелярии генерал-губернатора Москвы, Воспитательного дома и канцелярии Святейшего Правительствующего Синода Владимира Андреевича Симанского.
А если уж быть окончательно точным – то сына Ольги Александровны и Владимира Андреевича, в миру Сергея Владимировича Симанского, но миру ставшего известным в качестве педагога, кандидата юридических наук и доктора богословия, а с февраля 1945 года – Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого.
Который 27 октября 1877 года родился в этом самом доме, в память о чем на его фасаде сравнительно недавно установили мемориальную доску.
Удивительно, что когда я писал о Пороховщикове и том загадочном доме в Староконюшенном, о его внуке, будущем патриархе, нигде не говорилось ни слова. И только история этого доходника на Мясницкой улице связала двух людей, два здания, два района Москвы.
Впрочем, есть о ком еще упомянут в связи с этим зданием.
К примеру, в разные годы в нем жили физик, автор открытия ферромагнитного резонанса Владимир Константинович Аркадьев; художник, поэт и москвовед Борис Сергеевич Земенков; дирижер и музыкальный педагог Константин Петрович Виноградов. А также еще один наш знакомый – сенатор, тайный советник, отставной капитан Преображенского полка и член Комиссии строений Москвы Александр Александрович Арсеньев, владевший также и Домом трех композиторов.
Еще одну его обитательницу, поэтессу Серебряного века, писательницу, драматурга и киносценариста Галину Леонидовну Владычину-Спасскую мы знаем как автора сценария прекрасного детского фильма «Василиса Прекрасная» с Сергеем Столяровым, Валентиной Сорогожской и Георгием Милляром в главных ролях.
Кроме того, дом этот помнит дочь троюродного брата Михаила Юрьевича Лермонтова, одну из первых в России женщин-химиков Юлию Всеволодовну Лермонтову.
И – Людвига Морицевича Метцля, который в далеком 1878 году основал самое первое в России рекламное агентство. А созданный им слоган для своего бизнес-детища «Реклама двигатель торговли» давно уже сделался общеизвестной крылатой фразой.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!