Найти тему

АСЧ-03 – простой черниговский автобус

Всем привет!

Какие только автобусы не создавались в СССР, но можно смело сказать, что больше всего было небольших моделей, создаваемых специально для определенной отрасли народного хозяйства. Это и Кубань-Г1, и ПАГ-2М, и Уралец-66, и наш сегодняшний герой – АСЧ-03, или «Чернигов».

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

В основе автобуса лежала предыдущая модель АСЧ-02, от которого модель 03 получила кузов, при этом единственное изменение – улучшенная система вентиляции в салоне. В остальном же машина по сути не отличалась от других одноклассников-«барбухаек»: то же деревянный каркас, обшитый металлом, та же единственная ручная дверь для пассажиров, то же шасси от вездесущего ГАЗ-53, и от него же мотор объемом 4,25 л и мощностью 115 л. с., с которым состыкована 4-ступенчатая КПП.

АСЧ-03 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru
АСЧ-03 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru

Салон также прост, как и сам автобус: отсутствие звукоизоляции, узкий проход и 21 сидячее место из кожзама. Всего же внутри могло ехать 30 человек.

Салон АСЧ-03. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон АСЧ-03. Источник фото: fotobus.msk.ru

В серию АСЧ-03 пошел в 1976 г., и в то же время Черниговский завод специального транспорта стал наращивать производство, в результате чего выпуск увеличился до 18 машин в месяц, и предыдущий АСЧ-02 был просто «раздавлен» числом новых автобусов. Примечательно также, что первые машины имели небольшую «скругленную» решетку радиатора:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Со временем решетка увеличилась в размерах и стала прямоугольной (см. первое фото).

Кроме того, на базе АСЧ-03 выпускались фургоны:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

И грузопассажирские кузова:

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

А также специальные автобусы для военных нужд, заказанные Министерством обороны в 1983 г.

АСЧ-03 стал и киноактером, снявшись в фильме «Бродячий автобус». Примечательно, что в кадрах его называют «Кубанью», хотя это совсем другая машина.

Кадр из х/ф «Бродячий автобус», реж. И. Хейфиц, СССР, 1989 г.
Кадр из х/ф «Бродячий автобус», реж. И. Хейфиц, СССР, 1989 г.

Всего же до 1998 г. было выпущено около 19 700 АСЧ-03. К тому времени СССР развалился, и Черниговский завод, оказавшись за рубежом, закономерно испытывал кризис. В конце концов производство автобусов было остановлено, а завод-производитель переключился на выпуск кузовов для вахтовых машин.

Но уже выпущенные автобусы еще в 2000х гг. использовались как служебный транспорт как в России, так и в бывших союзных республиках:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Со временем их вытеснили павловские автобусы и «Богданы», а о музейных экземплярах сегодня не известно. Но как бы то ни было, АСЧ-03 – простой, но популярный советский автобус, пришедший «в помощь» другим машинам малой вместимости, востребованным на всей территории СССР. А то что они продолжали эксплуатироваться еще в нынешнем столетии, лишь подчеркивает их живучесть.

Бывали ли такие автобусы в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!