Найти тему

Кубань Г1А: специально для министерства культуры

Всем привет!

Еще в 60х гг. прошлого века в Советском Союзе катастрофически не хватало автобусов. Частично эту проблему решало производство пассажирского транспорта для обслуживания отдельных министерств. Так что сегодня на повестке дня редкий советский автобус, изначально создававшийся для министерства культуры, - Кубань Г1А.

Источник фото: avto-nomer.ru
Источник фото: avto-nomer.ru

Этот действительно нестандартный автобус появился в 1967 г. на Краснодарском механическом заводе нестандартного оборудования. Интересно, что за 5 лет до этого завод был экстренно реорганизован, и было представлено несколько вариантов автобусов, которые позже дорабатывались. Создателям машины пришлось отказаться от многих архитектурных излишеств, в результате Кубань Г1А оказался совсем простым.

Кубань Г1А сзади. Источник фото: avto-nomer.ru
Кубань Г1А сзади. Источник фото: avto-nomer.ru

Салон автобуса тоже совсем скромный: единственный намек на комфорт для пассажиров – 21 мягкое сидячее место:

Салон Кубань Г1А. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон Кубань Г1А. Источник фото: fotobus.msk.ru

Справа от водителя располагался капот, под которым в разное время устанавливались двигатели мощностями, варьируемыми между 75 и 120 л.с. Вообще, автобус многократно модернизировался: первая крупная переделка произошла в 1975 г. В результате у автобуса немного изменился передок, а кузов стал устанавливаться на шасси ГАЗ-52 – укороченной версии вездесущего ГАЗ-53, о котором я писал здесь.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Вторая модернизация произошла в 1982 г., и тогда Кубань стала собираться на шасси стандартного ГАЗ-53, что позволило увеличить вместимость салона.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

«Удлиненная» Кубань, помимо Краснодара, до 1987 г. по той же документации собиралась в Ставропольском крае. На родине же модели в 1985 г. модернизированный автобус полностью вытеснил старую, а в 1989 г. из ворот завода выкатилась 100-тысячная машина.

Всего же до 1993 г. было выпущено около 112 500 таких автобусов. После развала СССР потребность в подобных машинах резко упала, и заводу пришлось переключиться на выпуск совсем другой продукции.

Сегодня в живых осталось мало машин серии Г1А. Одно время их использовали в качестве маршрутного транспорта, как, например, в Адыгее:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Но и там потребность в них отпала, поэтому сегодня Кубань встречается все-таки или в музеях, или иногда в качестве служебного транспорта:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Мне же совсем недавно довелось встретить этот раритет в музее ретро-транспорта в Красноярске:

-8

Кубань Г1А – хоть и самый обычный, но все же нужный СССР автобус, верно служивший работникам культуры, а в последние годы жизни успевший побывать и на маршрутных перевозках.

Видели ли вы еще где-нибудь такие автобусы? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!