«И услышав разумные, рассудительные и здравомыслящие речи и доводы Мага, склонился многомудрый король эльфов в поклоне и согласился на мирный договор. И платить нашему герцогу налоги, и поставлять к его двору ежегодно пятьдесят бочек лучшего сидра и двадцать бочек яблочного варенья, и не вступать с ним в военные, политические, религиозные и иные конфликты. И пообещал в случае необходимости полную поддержку.
Взамен же попросил лишь освободить его от налогов на первые пять лет, пока саженцы не вырастут и не начнут плодоносить. И не притеснять его народ по расовому, религиозному и национальному признаку. А эльфы, в свою очередь, поклянутся всячески уважать нашу религию и соблюдать наши Уголовный, Гражданский, Административный, Трудовой и Семейный кодексы, а также Кодекс строителя феодализма, и вообще не лезть не в свое дело. И выразил король Стивен надежду, что сотрудничество его с нашим герцогом будет долгосрочным и взаимовыгодным. И в качестве доказательства искренности своих слов присылает Его Светлости три бочки сидра, что остались в запасах, и бочку варенья для его домочадцев женского полу, ибо дамам оно особенно приятно и полезно для здоровья. А также другие подарки, среди которых отрезы шелка и бархата, золотое колье с брильянтом и шестью рубинами для его уважаемой супруги и фунт серебра слитком.
Засим просим герцога выплатить Магу и его Ученику дополнительно сто двадцать гульденов на опохмел (тщательно замарано и надписано сверху) на поправление здоровья, кое изрядно пошатнулось в ходе путешествия и переговоров с эльфами».
- Ну вот, еще что дописать? – спросил Ученик, закончив зачитывать отчет.
- А сколько на самом деле сидра нам с собой дали? Четыре бочки? Тогда все правильно написал, - одобрил Маг. – Кстати, где эта бочка? У нас в подвале? Ну и пусть там стоит. Нет, варенья не надо, я не люблю яблочное, все отдай герцогу.
- Я люблю, - пискнул Ученик.
- Лопнешь, там целая бочка, - строго взглянул на него Маг. – И вообще, от сладкого зубы портятся. Давай отчет, подпишу. Сургуч расплавил? Вот балда, ничего поручить нельзя.
Как было на самом деле
- По разведывательным данным на южной границе нашего герцогства поселилась колония эльфов, самостийно захватив землю, принадлежащую Его Светлости, - зачитывал гонец со свитка. – Хоть земля та пока не освоена и не используется по причине недостаточной плотности населения герцогства, следует восстановить порядок и защитить священное право частной собственности. Поэтому Магу предписывается отправиться на переговоры с эльфами и изгнать их с земли, либо же заставить их предводителя подписать договор аренды и соглашение о налогах, что предпочтительнее, ибо наши подданные ленивы и осваивать землю отказываются. Так как обычные люди против эльфийской магии бессильны, и только опытный и высококвалифицированный Маг может выполнить сие поручение. Выезжать немедленно.
- Транспорт, командировочные? – Спросил Маг, с сожалением откладывая свиток с неприличными картинками, сопровождаемыми неприличными же стихами. – Не дадут насладиться высокой живописью и поэзией.
- Карета с четверкой лошадей ждет у крыльца, - отрапортовал гонец. – Деньги вот, сопроводительные документы за подписью и печатью, предписывающие всем жителям герцогства оказывать вам посильную помощь.
Мак кликнул Ученика, набросил плащ и пошел к двери. Но, вспомнив что-то, вернулся и сграбастал со стола свиток со скабрезным содержимым. В дороге дочитает и досмотрит, все веселее будет.
- А вы видели эльфов? Разговаривали с ними? А правда, у них клыки и уши острые? А они по-нашему или по-каковски разговаривают? – допытывался Ученик, трясясь в карете.
- Нет. Нет. Не знаю, - коротко отвечал Маг, не поднимая глаз от свитка.
- А почему? – огорчился Ученик.
- Потому что эльфов не существует, - объяснил Маг.
- Но как же! О них же столько сказок и легенд сложено, и баллад тоже, - огорчился Ученик.
- Вот именно, сказок и легенд, - усмехнулся Маг и протянул свиток. – На, изучай, просвещайся. Пригодится, когда на свидание с дочерью сапожника пойдешь. Ты уже с дочерью лавочника встречаешься? Ну для нее тоже сгодится. Там одна интересная поза есть, надо же, я о ней и не подозревал, хотя думал, все знаю. Век живи, век учись. А то никогда магом не станешь.
Ученик радостно углубился в учебное пособие. В самой южной деревне герцогства Маг и Ученик выяснили местоположение трактира и немедленно принялись за сбор разведывательных данных.
- Ельфы-то? – спросил трактирщик. – Знамо дело, поселились. На той стороне реки угнездились, лагерь построили, сейчас дома какие-то сколачивают. Давно ли? Да года три как. Уже и яблони садят. И огороды разбили, и скот, и птица у них есть.
- А вы куда смотрите? – рассердился Маг. – У вас под боком чужаки захватывают землю, а вы не рыпаетесь. Почему герцогу не доложили, гвардию не позвали?
- Так посылали послание-то, - пожал плечами трактирщик. – Но, видать, затерялось в дороге. То ли гонец сгинул, то ли чо. И второе посылали, тоже не дошло. Ну вы сами до нас ехали, видели, что на дорогах творится. Кстати, прошение починить дороги тоже посылали. Но не дошло оно по нашим-то дорогам. Так что пусть Его Светлость сначала логистику нормальную нам организует, а потом уж спрашивает.
- Чем дальше от начальства, тем наглее народ, - назидательно сказал Маг Ученику. – Ты можешь представить, чтобы у нас такие речи вели?
- Так герцог далеко, а кушать надо каждый день, - усмехнулся трактирщик. – Живем себе, никого не трогаем. За налогами, главное, регулярно приезжают. Несмотря на дороги. Уж довозят или нет, не знаю, но у нашего старосты все расписки есть. А дороги починить никак не удосужатся.
- Ну ладно, а что с теми эльфами? – поинтересовался Ученик.
- А ничего, - опять пожал плечами трактирщик. – Нормальные мужики. Торгуем с ними помаленьку. К нам в город за струментом приезжают, сами сельхозпродукцию продают. И мне в трактир птицу, яйца поставляют. Чо не торговать-то с нормальными мужиками? Говорят, они деревьям молятся и несколько жен имеют, так это не наше дело. Пусть живут как хотят. Мы в ихние дела не вмешиваемся, они в наши. Пропаганды и агитации не разводят, девок наших не портят, но взамуж берут, хоть и редко. И своих девок за наших парней несколько отдали, видать девать некуда было. Или по ихним меркам некондиция. А по нашим - ничо, хоть и узкоглазые, но работящие и мужу не перечат, покорные, не то что наши. И чо не торговать-то? Пьют много, наших перепивают, но не дебоширят. Сразу видно, профессионалы. Когда они на нашей стороне, законы наши блюдут. Мы когда к ним приезжаем, тоже по-ихнему действуем. Ежели они нам зла не делают, то и мы им не будем. А торговать – оно выгодно. У них куры особой породы, индюки называются. Здоровые. Крупнее наших. Вот их покупаем. А они – товары народного потребления – ткани там, посуду, сельхозинвентарь. У них своего производства-то не налажено.
- А ездите туда как? – спросил Маг.
- Так паромную переправу сделали общими усилиями, - ответил трактирщик. – Да речка-то мелкая, в самом глубоком месте мне по шею. Можно и на плоту иль на лодке. Господам магам угодно в их селение наведаться? Тогда завтра с утра пораньше идите к переправе, мой сын вас отведет. А щас я его к паромщику Герберту пошлю, чтоб сказал, чтоб утром, как солнце встанет, тот вас переправил. А комнаты для господ магов у меня уже готовы, и постели приготовлены. Желаете, чтобы на ночь вам горячего молока принесли? Чтоб спалось крепче.
Утром Маг и Ученик отправились в селение эльфов. Там их встретили смуглые, с раскосыми глазами люди, мало походившие на эльфов, каких описывали в легендах и сказаниях.
- Кто у вас старшой? – сразу приступил к делу Маг. – Или бугор, или начальник, или староста, как вы его называете? Короче, ведите меня к нему, если не хотите проблем. Дело государственной важности.
И для подтверждения серьезности своей миссии пошевелил пальцами, с которых сорвалось несколько синих искр.
- Команди-ир старсой. Сисяс запрягут воло-ов в теле-егу и вась к немусь доста-авят, - сказал самый старый из раскосых, сильно шепелявя и растягивая гласные.
Как потом выяснилось, у них у всех был такой акцент, поэтому в дальнейшем мы будем передавать их речь обычной транскрипцией, дабы не доставлять неудобства читателям. Командир жил в самом большом доме, как и положено командиру. Еще на подъезде самый молодой из сопровождающих спрыгнул с телеги и рванул вперед на третьей скорости. Поэтому, когда послы доброй воли прибыли, командир их уже встречал. Вместе со свитой из трех баб весьма недовольного вида.
- Стив. Стивен Джобсен, - представился он и поклонился. – Командир общины яблопоклонников.
- Маг, официальный и уполномоченный представитель герцога, - скромно представился Маг и тоже поклонился.
- А это мои жены, - продолжил командир и представил трех баб по очереди.
- Отважный ты мужик, - уважительно протянул Маг. – У меня одна была, так еле выдерживал. Когда с герцогским писарем сбежала, месяц праздновал, не просыхал. А у тебя аж три. Как ты справляешься-то?
- С трудом, - признался командир. – А куда деваться? Обычай. Нельзя иначе, подданные уважать перестанут. Реноме надо поддерживать. Пройдемте в дом, выпьем, закусите с дороги. А вы – цыц под лавку, – цыкнул он на жен и пояснил, - иначе нельзя, на шею сядут.
В доме переговорщики расселись за столом, им поднесли выписку и закуску.
- Что ж вы, уважаемые эльфы, обосновались на чужой территории, не спросив разрешения владельца земель? – попенял Маг, опрокинув чарку. - И в известность не поставили.
- Так мы послание отправляли, - возмутился командир. – Но ответа до сих пор нет. То есть теперь есть, вы приехали. Но как мы могли получить разрешение, если герцог не получил наше послание?
- Резонно, - кивнул Маг.
- Кстати, почему вы называете нас эльфами? – спросил командир.
- А вы разве не эльфы? – изумился Ученик.
- Да нет, люди, - пожал плечами командир.
- А почему приехали именно в наше герцогство? – допрашивал Маг.
- О, это грустная и страшная история, сейчас расскажу, - вздохнул командир.
Рассказ командира
Наша община яблопоклонников верует в Великого Апфеля. Испокон веков мы выращиваем яблони и изготавливаем яблокосодержащие пищевые продукты и напитки – сидр, пастилу, варенье, мармелад. Ибо, как сказал Великий Апфель, из яблока мы родились, яблоком мы возродимся после кончины. Община наша всегда была богатой, мы снабжали нашей высококачественной и соответствующей самым высоким стандартам и ГОСТам продукцией знатных господ, королей, герцогов, купцов. В общем, не бедствовали.
Жили мы в королевстве Айвовия, что к западу отсюда. Жили хорошо, пока старый король не почил, а на трон не сел его сын. Который полностью под каблуком у жены. А она – ярая противница яблопоклонников, так как у нее на яблоки аллергия, даже от одного вида почесуха начинается. И по наущению этой скверной и недальновидной бабы велел молодой король изгнать нас из королевства на веки вечные. А наши яблоневые сады вырубить, и сидроварни сжечь. Мы сначала бунтовали, народ нас поддержал, наш сидр и мармелад все любили, мы же не только элитные продукты производили, но и продукты эконом-класса.
Но король нашел повод, явно жена подсказала. И объявил нас еретиками, поклоняющимися богопротивному дендрарию. И обвинил в том, что мы хотим нашу религию распространить и насадить везде, и еще клеветал, что мы младенцев крадем и приносим в жертву Великому Апфелю. Ну сами подумайте, какой ему прок в младенцах, мы ему семена жертвуем. Прошло некоторое время, и умело проведенные среди населения агитация и пропаганда сделали свое дело. Те, кто раньше покупал у нас товары, начали нас притеснять. Гнали отовсюду. Относились как к людям второго сорта. И, когда я увидел на дверях лавок и трактиров таблички «яблопоклонникам вход воспрещен», я понял, что надо бежать. К тому же сады наши вырубали и сжигали один за другим.
Мы продали все, что имели, а активов у нас было достаточно, и хорошо, хватило ума вовремя перевести деньги в зарубежные банки, и отправились в дорогу. Эй, жены, налейте еще господам магам, не видите, у них чарки пустые. В общем, собрали бочки с сидром, вареньем, мармеладом и пастилой, саженцы и семена, погрузили все, скотину и птицу взяли, драгоценности, и отправились искать новую землю.
Но в одном королевстве земля была неподходящая для яблонь, в другом герцогстве нас отказались принимать опять же по религиозным соображениям, в третьем герцогстве конкуренты козни строили. И вот к осени добрались мы до вашего славного герцогства, слух о котором разносится по всей земле. Говорят, ваш правитель весьма толерантен к представителям других конфессий и налоги здесь божеские. И мы осели здесь, на этом берегу реки. Земля же все равно простаивает, не пропадать же добру. А как раз пришла пора саженцы высаживать. Ну и вот. Примерно так.
Да, с местным населением у нас терок нет, ты не думай, начальник. Мы к другим религиям со всем уважением, но и от своей веры отказываться не будем. Нам главное – чтобы нас не трогали. А у вас, я вижу, яблочная промышленность совсем не развита. Сорта мелкие, плодоносят плохо. А у нас селекцией выведенные, яблоки здоровые, что твоя голова. И сладкие, и с кислинкой есть. Так что мы нижайше просим Его Светлость отдать нам эти земли в пользование. Можем выкупить, можем в долгосрочную аренду взять, договор на пятьсот лет заключить. Деньги у нас есть. А не хватит – заработаем. Если нам мешать не будут. И герцогству вашему будет прямая прибыль в долгосрочной перспективе. Это сейчас у нас остатки сидра, что с собой взяли. А начнут сады плодоносить, так мы все ваше герцогство яблочной продукцией завалим, сможете даже экспортировать. Вот, мои юристы и несколько вариантов предварительного договора набросали. Покажи герцогу, пусть ответ скажет.
- Хороший ты парень, Стива, - расчувствовался Маг. – И сидр у тебя отменный. Такой не то что королю, самому боженьке предложить не стыдно. А история грустная. Я ее нашему герцогу прочитать дам, мой Ученик запротоколировал. Дописал бы до конца, но под стол свалился, но ладно, конец я сам допишу.
- А насчет налогов и соблюдения кодексов ты не волнуйся, начальник, - заверил его командир. – Как говорится у нас - претендуешь? Соответствуй! Пусть герцог только даст нам развернуться. С бизнесом, я имею в виду. А насчет всего остального – вы нас не трогайте, и мы вас не тронем. Права качать не будем.
- Думаю, договоримся, - решил Маг.
Неделю длились переговоры на высшем уровне.
- Ты меня уважаешь? – спрашивал Маг.
- Я т-тя уважаю, - икал в ответ командир.
Под конец собрали дары для герцога, черновики договоров, вручили все посланникам доброй воли в лице Мага и Ученика и проводили до переправы.
- Ты, главное, не забудь сказать про дороги и логистику, - напоследок сказал командир. – А то наш сидр до герцога никогда не доберется, как те послания. Пусть чинит. Мы со своей стороны тоже вложимся. Деньги есть.
- А это тебе от меня лично, - обнял командира Маг и протянул ему нецензурный свиток. – Ты ведь по-нашему читать умеешь? Очень увлекательное и познавательное чтиво, развлекись на досуге.
- Да-а, я уже вижу, что очень познавательно, - командир с интересом вгляделся в картинки и глаза его из раскосых стали круглыми. – А много у вас такого? Еще есть?
- Для тебя – достанем! – пообещал Маг.
***
- Хмм, предложение, от которого невозможно отказаться, - задумчиво сказал герцог, выслушав Мага и изучив документы. – С яблоками у нас действительно… того, не того. Хорошие сорта импортируем. А тут свои будут.
- Пятьдесят бочек сидра – это пока, - поклонился Маг. – Как развернутся, новые сады разобьют, урожаи больше будут, цифры можно будет пересмотреть. А пока они просят о льготах. Думаю, в свете будущих перспектив это будет целесообразно.
- Да, - согласился герцог. – Будущие перспективы – это хорошо. Варенье, кстати, моей молодой супруге понравилось. И черт с ними, пусть молятся кому хотят, хоть Апфелю, хоть Шнобфелю. Если что, прижать мы их всегда успеем.
***
- А ведь эти эльфы будут размножаться, население будет расти, и им понадобятся новые земли, - рассуждал Ученик. – И тогда назреет социальный конфликт.
- Пока зреть будет, они ассимилируются с нашими, - утешил его Маг.
- Но ведь в своей Айвовии не ассимилировались, - возразил Ученик.
- Ты сравнил! – расхохотался Маг. – Какой народ в этой Айвовии, и какой у нас. Ассимилируют. Быстро и малыми силами. К тому же сидр – оптимальный инструмент для улучшения эффективности ассимиляции. Кстати, сходи в подвал и нацеди кувшин. И себе стакан возьми. А то совсем не умеешь пить, быстро под стол падаешь. А умение пить для мага очень важно. Не научишься, так и проходишь всю жизнь в учениках.
- Слушаюсь, начальник, - возрадовался Ученик.
Еще рассказы про находчивого Мага и его подающего надежды Ученика:
Завоевывать мир – дело хлопотное и безнадежное
Бесплодие, в отличие от мозгов, по наследству не передается