Найти тему
ТЕЛЕВИЗИОНЕР

Первая женщина на русской монете. Нумизматика и история.

Кому же из прекрасного пола принадлежит пальма первенства в русской нумизматике? Какая из красавиц в русской истории украсила своим челом поверхность монеты? Из знаковых фигур древней Руси можно было бы назвать княгиню Ольгу, но в то время русская монетная система еще не сформировалась, и в обращении были византийские и арабские монеты или их подражания.

-2

В более поздний период в русской истории женщины не играли значительной роли до появления Софьи Палеолог, но и ее портрета мы не найдем на серебряных монетах времен Ивана III. Там в основном мы можем встретить изображения всадника и имя великого князя московского Ивана.

Казалось бы, такая влиятельная женщина как Елена Глинская ,вполне достойна быть запечатлена на монетах – ведь именно она при малолетнем своем сыне Великом князе Московском Иоанне IV, в будущем Грозном, провела замечательную денежную реформу – подарившую нам такую денежную единицу как серебряную «копейку»! Но и в этом случае мы не найдем ее портрета на монетах. Все дело в общественной психологии того времени. Как бы влиятельна не была женщина в XVI-XVII веках, она официально могла заниматься только домашним хозяйством, благотворительностью и воспитанием детей. Все остальное принадлежало мужчинам. Конечно, в реальной жизни влияние женской половины великокняжеского терема на политику всегда ощущалось, но все равно женщина была в полной власти своего августейшего супруга. Великий князь всегда мог приказать опостылевшую жену постричь в монахини, отправить в далекий или близкий монастырь, из которого уже не было выхода в мир. Тут уж как говорится, не до монет было…

Поэтому в патриархальном обществе первое появление женского портрета на монете связано со сложной эпохой междуцарствия, наступившего со смертью второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича.

Парадный портрет царевны Софьи Алексеевны
Парадный портрет царевны Софьи Алексеевны

Случай, когда впервые в русской истории женское имя было помещено на золотую монету, связан с именем дочери Алексея Михайловича царевны Софьи Алексеевны.

Был в русской истории такой период, когда державой правили сразу два царя – малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Но фактически во главе России стояла их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна.

Царевна Софья – образованная и властная женщина, с сильным характером, она стремилась всеми силами упрочить своё положение у руля государства. В 1686 году правительство Софьи добилось крупного успеха во внешней политике: был заключён Вечный мир с Польшей. По существу она была уже царицей. Царствующие особы величались так: «Великие государи цари и великие князья Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич, всея Великие и Малые и Белые России самодержцы, и сестра их, великая государыня, благородная царевна и великая княжна София Алексеевна».

Василий Голицин портрет второй половины XVII в.
Василий Голицин портрет второй половины XVII в.

Софья Алексеевна и ее фаворит князь Василий Голицын, принимают решение покорить Крымское ханство - оплот Османской Турции на южных рубежах России. Князь Голицын отправляется во главе большого, но слабо подготовленного войска в дальний поход. Решение вопроса безопасности южных пределов страны и выход к Черному морю должны окончательно утвердить царевну Софью как единовластную правительницу России.

Слабый и болезненный Иван Алексеевич не мог быть конкурентом и помехой в достижении власти, а малолетнего брата Петра Алексеевича Софья практически не опасалась. Ему дозволялось забавляться с потешными войсками в «шутейных баталиях» и бегать в немецкую слободу. Все ж подальше от престола и государственных дел. Тем временем Крымские походы в 1687 и 1689 не увенчались успехом.

Прорисовка наградного золотого червонца Софьи Алексеевны.
Прорисовка наградного золотого червонца Софьи Алексеевны.

Но Софья, дабы сохранить лицо приказала всё-таки наградить князя Голицына и отличившихся участников этих походов. Возглашая похвалу их храбрости – она стремилась сгладить горечь поражения. В числе наград участникам похода на Крым был и так называемый золотой - монета, которая ныне является нумизматической редкостью.

Золотые монеты в России XVII века выполняли роль наград за ратные подвиги и их не использовали в качестве платежных единиц. Награждаемым вручали золотые монеты разного достоинства, в зависимости от их социального положения. Наградой мог служить португал в 10 червонцев или золотая "денга". Для низших категорий ратного люда наградами были позолоченные серебряные копейки.

Червонец Софьи Алексеевны из фондов Государственного Эрмитажа.
Червонец Софьи Алексеевны из фондов Государственного Эрмитажа.

Большинство нумизматов считает, что золотой червонец чеканился между 1682 и 1689 годами. Гурт новой монеты был гладкий. Весила она 1,78 грамма. Диаметр составлял от 16,5 до 18,1 миллиметра. На аверсе золотого были помещены изображения юных царей Ивана и Петра в парадном облачении. Правда, изображены они были не в коронах, а в шапках великих князей. Наверху, между их головами изображён двуглавый орёл без корон, со скипетром и державой в лапах. Внизу, по сторонам небольшие буквы С и I, которые, как считают некоторые нумизматы, являются инициалами резчика штемпелей — Ионы Семидела. На реверсе отчеканен поясной портрет самой царевны Софьи. Он слегка повернут влево. В правой руке правительница держит символ самодержавной власти — скипетр. Это напоминало на всякий случай подданным, кто является настоящим правителем страны. На аверсе монеты круговая надпись: + Б М В Г Ц I К I А П А, означавшая «Божией Милостию Великие государи цари и князи Иоанн Алексеевич Пётр Алексеевич».

Иоанн и Петр малолетние правители России при регентстве своей сестры Софьи. Фото из открытых источников.
Иоанн и Петр малолетние правители России при регентстве своей сестры Софьи. Фото из открытых источников.

Сохранились сведения о чеканке крупных наградных медальонов царевны Софьи. Эти медальоны сделали золотых дел мастера Оружейной палаты. Стороны медальонов чеканились отдельно, затем были скреплены ушком. Вес каждого медальона составлял 7 угорских, что равнялось примерно 24-25 г. чистого золота! Вручались такие весомые награды, только боярам и отчеканено их было весьма ограниченное количество. Доподлинно известно о вручении двух таких крупных медальонов. Массовая раздача золотых как бы подчеркивала тот факт, что в период с 1682-го по 1689 год настоящим правителем России была царевна Софья Алексеевна.

"Боярский медальон" в 7 угорских дукатов. Фото из открытых источников.
"Боярский медальон" в 7 угорских дукатов. Фото из открытых источников.

Софья Алексеевна использовала монеты с портретами царей Петра, Ивана и себя в царском облачении для награждения участников заключения Нерчинского мира с Китаем. Жалованные золотые монеты с ее изображением были отправлены в Забайкалье . Но награждаемые уже не смогли носить монеты с ее изображением в том же 1689 году Софья Алексеевна была заключена в монастырь, после подавления Петром I очередного стрелецкого бунта.

Илья Репин. "Царевна Софья"
Илья Репин. "Царевна Софья"

Следующий раз женский портрет появится в русской нумизматике в 1726 году, после смерти императора Петра I. На серебряном рубле будет выбит профиль супруги Петра Алексеевича бывшей "портомои" (прачки) из города Мариенбург (ныне Алуксне, Латвия) Марты Скавронской, представленной в круговой легенде как Екатерина I императрица и самодержица Всероссийская.

Как может быть переменчива женская судьба в истории России! Из цариц в монастырь и из прачек в императрицы! Галантный XVIII век предоставит нам целую галерею императриц на серебре и золоте. Но это уже совсем другая история…

Рубль с портретом императрицы Екатерины I 1726 г. Фото из открытых источников.
Рубль с портретом императрицы Екатерины I 1726 г. Фото из открытых источников.

Алексей Фоминых, режиссер, автор программ по истории и краеведению.