Я никогда не был в Риме и не видел итальянские беломраморные скульптуры, в которые сразу бы влюбился. Но моя первая любовь к скульптуре связана с Ереваном. Тридцатилетним юношей однажды увидел большой памятник из белого мрамора Мартиросу Сарьяну. Я просто врос в землю и пытался осмыслить чувство прекрасного, которое заполнило меня как пустующий сосуд души. Я ещё не был знаком с произведениями армянского живописца, я ещё не видел его картин, которые меня однажды покорили на всю жизнь. Просто стоял у этой ослепительно белой и чистой красоты, как жаждущий ждёт утоления у источника с холодной водой.
А потом, во время учёбы в Москве, увидел его цикл работ в стиле «сказки и сны». Я просто влюбился в армянского советского импрессиониста, в его пейзажи Армении, в его портреты и натюрморт. Солнечные и жизнеутверждающие краски «снов» не могут не влюбить чувственного зрителя в картины Мартироса Сарьяна. «Цвет – это истинное чудо!» – так говорил Сарьян и этим жил в творчестве.
Так бывает: один почти тридцатилетний армянин однажды увидел крупнейшее месторождение белого мрамора России на реке Коелга в Челябинской области, где я родился в нескольких километрах от этого чуда. Наверное, Вардкес Авакян стоял такой же восторженный, как и я в Армении, пред этой уральской красотой, от которой исходила только чистота помыслов. И армянский юноша решил навсегда остаться на Южном Урале, где природа наградила россиян в изобилии и золотом, и малахитом, и мрамором, и серебром, и медью. Остаться после окончания художественного училища в родном Ереване – это был момент истины: посвятить себя скульптуре из белого мрамора России.
И такое мудрое решение свойственно именно потомкам Ноя – армянскому народу первохристиан (христианство пришло в Рим из Сирии и Армении). И вся жизнь армянского скульптора в Челябинске оправдала мудрость такого решения: Вардкес воплотил свои страсти и осмыслении мировой, армянской и русской культуры в памятники Челябинска, в беломраморные скульптуры, которые украшают филармонию, драмтеатр, институт культуры и Южно-Уральский университет.
Как дилетант в искусстве скульптуры, я не понимал до встречи с Авакяном, что итальянский мрамор «мягче» коелгинского. И потому податливее резцу скульптора. Вот почему мы с восторгом любуемся гениальными репликами в московском музее им. А. С. Пушкина и красивым Давидом Микеланджело Буонарроти, и скульптурами Боттичелли, Родена, Майоля, Бурделя.
К чести Вардкеса Авакяна, он и не пытался подражать скульптурам того же Родена. Наверное, в белый мрамор России невозможно заложить мелкие детали красивого тела или одежды. Я так думал как дилетант. Пока не увидел скульптуру Авакяна «Под душем»: красота женского тела сквозь струи воды! А скульптуры танцовщиц и балерин! От творческого наследия Микеланджело, Родена и Боттичелли наш уральский скульптор впитал самое главное – восторженность пред красотой через идеал женского тела и не только. Его главные темы: женственность, гармония красоты, материнство, чувственность, эротика. И воплощал Вардгес эти темы мастерски и осторожно. Наверное, холодный мрамор укрощал его горячую кавказскую натуру. И даже «твёрдость» коелгинского мрамора ему не мешала воплощать свои идеалы красоты в белом камне России.
В одном из интервью Вардкес Авакян говорил: "И хороший скульптор, и развитый зритель не могут не слышать музыку в линиях, в пропорциях. Разве когда вы видите работы Микеланджело, вы не слышите мощных, страстных мелодий Бетховена? А мне кажется, мрамор очень подходит женской фигуре: пластичный, красивый, добрый материал...»
И мне в связи с этим высказыванием Авакяна вспоминается поэтический дар этого скульптора эпохи Возрождения – Микеланджело:
«Кто с делом дружит до самозабвенья,
Тот хладный мрамор одарит теплом.
Коль в изваянье жизнь забьет ключом,
Бессмертны станут мастер и творенье».
(Перевод с итальянского А. Махова)
Эти поэтические строки великого Учителя всех талантливых скульпторов вполне можно отнести к творчеству нашего земляка Вардкесу Авакяну
К сожалению, Вардкес Авакян оказался пока единственным дирижёром и певцом белого камня Южного Урала. Если творческое наследие своего отца впитал его сын – Дмитрий – можно быть спокойным.
До жития армянского скульптора в Челябинске, основатель московского метро Лазарь Каганович почти сто лет назад открыл Коелгинский мраморный рудник сугубо для строительных целей. И был прав: мрамор за почти столетие мало истёрся на лестницах московского метро от миллионов сапог и туфель. Но зато красота подземных дворцов определялась сугубо белой тональностью коелгинского мрамора.
А потом, уже в конце XX века, белый мрамор понадобился для воссоздания одноимённого, взорванного в 30-х годах прошлого столетия, Храма Христа Спасителя (или Храма Рождества Христова) — кафедрального собора Русской православной церкви, расположенный в центральной части Москвы на улице Волхонке (открыт 19 августа 2000 года). Такое соприкосновение с вечностью делает честь Коелгинскому мраморному карьеру. Это в полной мере прочувствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, когда в сентябре 2000-го года изъявил желание собственными глазами увидеть белый мрамор России и благословить рудник и рудокопов на богоугодные дела. А самое запоминающее действо в тот год – это посещение и благословение Патриархом нового коелгинского Храма Архангела Михаила, где был воссоздан уникальный для России беломраморный алтарь.
…Благословенное место для белого мрамора России находится в селе Коелга Еткульского района Челябинской области.
Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза российских писателей, фото автора
P.S. Вардкес Айкович Авакян – советский и российский скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР, Народный художник Российской Федерации, почётный гражданин Челябинска (2020). Родился: 14 декабря 1931 года (92 года), село Гемур Нахичеванской АССР. Место учебы: Ереванское художественное училище. В Челябинск приехал в 1956 году. В браке: Авакян Галина Дмитриевна. Родители: Оганесян Гегецик Мамиконовна, Оганесян Айк Авакович. Дети: Авакян Дмитрий Вардкесович, Авакян Микаэл Вардкесович, Билянова Лаура Вардкесовна.
P.P.S. Патриарх Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер, эст. Aleksei Ridiger; 23 февраля 1929, Таллин — 5 декабря 2008, Москва) — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси (7 июня 1990 — 5 декабря 2008). Доктор богословия (1984). Академик Российской академии образования (1993). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1999). Почётный член Российской академии художеств (2001). Лауреат Государственной премии РФ (2005). Тезоименитство — 12 февраля (25 февраля), день преставления митрополита Киевского Алексия, Московского и всея России чудотворца.