Найти тему
Журнал "Советское кино"

Неужели у матери Ромы было настолько "черное сердце" в фильме "Вам и не снилось..."? Постойте, но в книге все иначе

Вы, наверное, отлично помните, чем закончилась финальная авантюра, которую провернула хитроумная мать Ромы вместе с его бабушкой? Казалось бы, у героини Лидии Федосеевой-Шукшиной нет сердца, она сделала все, чтобы разлучить сына с его зазнобой, но такому выводы можно прийти, только если вы не читали оригинальную повесть Галины Щербаковой. Именно в книге описаны мотивы поступков женщины, и ее поступки предстают совершенно в ином свете.

Гордая и властная женщина.
Гордая и властная женщина.

Все началось с того, что мама Ромы - Вера Васильевна отлично знала об увлечении своего будущего мужа Константина. Тот был маниакально влюблен в Людмилу - свою бывшую одноклассницу, с которой у него был небольшой школьный роман. Она знала, что Костя продолжает бегать к Люсе, и спокойно ждала, пока ее муж перебесится.

Проходит время, в семьях рождаются Катя и Рома, а спустя годы происходит эпичная встреча. Бидоны летят в стороны, выкрики "Люююся", позорное заискивание - все то, что неприятно резануло по сердцу Веры. Она уже поверила, что ее супруг выкинул из головы эту женщину, и тут на тебе...

Не ведает, что творит.
Не ведает, что творит.

Мало того, Люся выглядит словно модель: у нее модная одежда, навороченная стрижка, дорогие духи. А что Вера? Женщина понимает, что на фоне соперницы она лишь растолстевшая замухрышка, и это снова ранит душу ревнивой супруги.

Следующий удар нанес Рома, который умудрился оказаться не только в одном классе с дочерью личного врага Веры, да еще и начать с ней отношения. Ну как отношения... Уж не знаю, насколько невинны были дети в конце 70-х, но 17-летние подростки даже ни разу не поцеловались вроде. Во всяком случае, нигде это четко не обозначено.

Невинные обнимашки.
Невинные обнимашки.

И если Вера довольно критично относится к дружбе сына с дочерью ее личного врага, то мама Кати вообще не обращает внимания на то, что происходит с ее дочерью. У нее на подходе ребенок от молодого супруга, и ей не до переживаний за семью Лавочкиных, ну а что творится в душе Кати - это не ее проблемы - девка взрослая, сама разберется.

И кто-то может сказать, что Вера действовала исключительно из эгоистичных побуждений: сначала перевела сына в другую школу, а потом и вовсе отправила его в Ленинград. Все что угодно, лишь бы разлучить сына с дочерью ЭТОЙ. Но, как ни странно, женщина действовала в интересах сына. Она, в силу практического склада ума (и, возможно, определенной "недалекости"), не видела будущего у Ромы и Кати. С кем угодно, лишь бы не с НЕЙ.

Сердце матери чувствует неладное.
Сердце матери чувствует неладное.

А ведь Рома даже не пытался поговорить с мамой о своих чувствах, не попытался прояснить ситуацию, узнать, что она вообще думает про его отношения. Парень просто поставил мать перед фактом:

"– Мама, – сказал он. – Я считаю, что смешно и глупо скрывать все от тебя. Мы с Юлей любим друг друга… Сегодня мы дали друг другу все возможные доказательства… Я, мама, пьяный не от рома, а от счастья."

Понятно, что реакция матери, которая беззаветно любит своего сына, была однозначна - нужно с этим кончать, пока чего не вышло. Подлил масла в огонь и отец, молчаливо давший добро на операцию "Больная бабушка в Ленинграде".

"Пусть едет Роман, пусть (В Ленинград)! Не хватало мальчику его разочарований. Сколько лет, сколько дней и ночей думал он о ней (Люсе). Даже сейчас, когда уже у сына «ситуация», он временами волнуется по-прежнему."
Портрет бабушки в центре, как символ заговора.
Портрет бабушки в центре, как символ заговора.

Ну а дальше запустился маховик трагических событий, который и привел к печальному финалу. Ведь все могло выйти иначе! Например, мама Кати внезапно обнаружила, что ее дочь безумно влюблена, и решила поговорить с соперницей. Но не вышло, Веры в тот день не оказалось на работе.

"Она придумала первую фразу: «Поговорим как женщины и матери». Что там у них? Дважды два четыре, а трижды три – девять. Я люблю тебя, Юлька! Господи, какое это счастье, скажет она, если сразу такая любовь!"

Как-то вяло среагировала и учительница Татьяна. Ведь она первая узнала о том, что болезнь бабушки - это лишь красивая история, чтобы удержать пацана подальше от зазнобы, Вера даже не скрывала своих планов. Но вместо того, чтобы рассказать обо всем Кате, учительница начала "лечить" несчастную влюбленную девчонку разговорами о пользе долга.

"– А ты представь: ничего у меня в жизни нет, кроме несчастливой любви. Ни мамы, ни школы, ни вас, ни долга… Но я, Юлька, всем этим повязана, и это меня держит. Кстати, очень надежно, девочка.
Юлька мотала головой.
– И все-таки как вы живете без любви? – спросила она Таню, и в глазах ее стояли недоумение и сострадание.
Ох уж это вечно-кислое выражение на лице учительницы...
Ох уж это вечно-кислое выражение на лице учительницы...

В итоге план с Ленинградским "заточением" оказался не таким надежным, как швейцарские часы, ведь почти сразу все вышло из под контроля. Каждый участник событий был прав по-своему, вот только никто не хотел уступать или, в крайнем случае, прояснить ситуацию с другими. Дураку понятно, что Вера не желала сыну зла, даже наоборот, она хотела максимально защитить его от всех невзгод, а в итоге, возможно, сделала из него инвалида.

А как вы думаете, уважаемые читатели, имеют ли родители право вмешиваться в жизнь детей-подростков, решать за них, с кем им встречаться, а с кем нет? Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Напишите свои мысли в комментариях.

Это вторая публикация из цикла статей про персонажей фильма/книги "Вам и не снилось...". Предыдущие статьи:

Если вам интересно продолжение цикла, то буду благодарен за каждый лайк и репост, они на самом деле сильно мотивируют. А пока давайте прощаться, с вами был Павел, журнал "Советское кино". Смотрите хорошие фильмы.