Найти тему

Случайные связи, музыка, танцы и постель. Творческие муки и страсти Франсуазы Саган

Оглавление

Когда Франсуаза Саган написала роман «Здравствуй, грусть!» и предоставила его на суд издателя, тот никак не мог понять, как такая юная девушка смогла создать такое чувственное произведение. У представшей перед ним девушки был взгляд невинной овечки, а сама она дрожала, как тростинка на ветру. Как такая могла писать с такой откровенностью, да еще и о том, о чем многие женщины стесняются рассказать даже своим подругам. Но это действительно была она, хоть и писала она исключительно о том, о чем пока могла только мечтать.

Она никогда не была чинной барышней, ее обвиняли в инцесте

Когда Франсуаза Куарэ родилась, шел 1935 год. Ее отец был богат, мог позволить девочке многое, в том числе и хорошее образование, наряды, гувернанток, любые новинки техники. Но девочка росла совсем не похожей на других барышень своего времени. Она убегала от учителей, не давала себя причесывать, любимым нарядом была старая юбка и растянутый свитер. Она весь день от расцвета и до заката скакала на лошади.

Чтобы хоть как-то привести дочь в чувство, родители отдали ее в пансион при женском монастыре. Строгие монахини должны были наставить девочку на путь истинный и убедить в том, что единственное ее предназначение – это брак с подходящим молодым человеком и множество детишек в будущем. Увы, Франсуаза оказалась непочтительной ученицей. Она протестовала против любых поползновений на ее свободу, а однажды, пыталась повесить Мольера (не самого, конечно же, реальный классик уже давно почил, всего-то его скульптуру, но все же). Великий француз не угодил ей тем, что по ее мнению был скучен.

-2

Другое дело Сартр и Камю, вот они восхищали. Под влиянием этих запрещенных в обители авторов она начала писать собственные романы уже в тринадцать лет. Спустя шесть лет ее первое произведение сделало ей имя. Значит, все было не зря. А ведь монахини делали все возможное, чтобы этого не случилось. Они действительно были весьма убедительны, но чем больше старались, тем упрямее была их подопечная. Сопротивление ее было связано не только со скукой, а и с тем, что девочка разочаровалась в вере.

Да и как ей было верить, если ее любимые писатели говорили о том, что за пределами того мира, в котором она жила благодаря богатству отца, царят нищета и разруха. Как Бог мог допустить подобное? Ответа на этот вопрос монахини не могли дать, а родители просто отмахивались. В итоге истово верующая девочка стала атеисткой и затосковала. Вера занимала огромное место в ее жизни, а когда она исчезла, в душе поселилась черная тоска. Чтобы побороть ее было недостаточно книг и ночных бдений у изваяния Христа. Девушка начала пить. Раздобыть виски в середине прошлого века было легче легкого, даже для такой пигалицы, как она.

-3

Виски она пила в компании пластинок Моцарта и Равеля, а также своих блокнотов, в которые она заносила самые разные мысли. Монахиням лучше было даже не заглядывать в эти блокноты, они точно сочли бы свою ученицу порождением Сатаны. Частенько она сбегала из пансиона, чтобы послушать джаз и потанцевать. После каждого такого побега, впрочем, возвращалась. Ведь ей нужно было записать те чувства, которые она ощутила.

Родители злились, монахини разводили руками. Единственным человеком, который ее понимал, был брат. Жак восхищался ее литературным талантом и защищал от нападок недоброжелателей. Повзрослев, они сумели сохранить свою трепетную детскую дружбу. Причем, обращались друг с другом с таким трепетом и нежностью, что это заставило многих, кто был с ними знаком, подумать дурное. Брата и сестру обвиняли в инцесте. Но ни в одном из сохранившихся писем писательницы к брату, этому не нашлось подтверждения. Она действительно была невинна, когда в 1954 году принесла в издательство свой роман.

-4

«Деточка, вокруг вас сияет слава»

Франсуаза была робкой и неуверенной, она даже фамилию сменила, взяв псевдоним. Очень боялась, что ее отвергнут и обсмеют. Потому перед визитом к издателю, заглянула к гадалке, чтобы спросить у той о судьбе своей книги. Так нагадала ей большую славу, причем такую, которая пересечет океаны.

Предсказание сбылось. Спустя год после выхода романа продалось порядка 350 тысяч, а Голливуд приобрел права на его экранизацию. Саган получила несколько миллионов и признание за рубежном. Она даже стала богаче своего отца. Правда, как и прежде, оставалась к деньгам совершенно равнодушна. Даже рассказывала своим поклонникам о том, как спрашивала отца, что же сделать с гонораром. Родитель посоветовал насладиться счастьем и все до копейки потратить. Этим он советом он сам того не зная, превратил свою совсем не расточительную дочь в настоящую транжиру. Получив чек на сто тысяч долларов, она устроила себе бесконечный праздник. Для начала купила новенький автомобиль, потом дом на Лазурном берегу, а вслед за ней и яхту.

Теперь ее повсюду сопровождали журналисты и толпы поклонников, которых она катала на той самой яхте. Но, кажется, счастья такие покатушки ей не приносили. Тоска, охватившая ее еще в пансионе, накатывала с новой силой. Былые развлечения не радовали и Франсуаза решила воплотить в жизнь многое из того, о чем писала в романах.

-5

Писательница превратилась в куртизанку

Жизнь была такой яркой, но при этом скучной, что Саган стала разбавлять ее случайными связями. Вскоре она превратилась в настоящую куртизанку, внимания которой жаждали десятки мужчин. Виски, музыка, танцы и постель. Все обязательно заканчивалось постелью. Естественно, что чувств в такой ситуации быть не могло. Но Франсуаза продолжала. Наверное, таким образом пыталась найти вдохновение для чего-то нового, ведь поклонники требовали еще больше откровенности и страсти. Первый роман поразил сердца молодежи, с ними никогда так откровенно не разговаривали о том, что должно оставаться за дверьми спальни. Естественно, что все желали почитать чего-то еще такого яркого и с перчинкой.

Саган и сама понимала, что ей срочно нужен еще один роман, иначе ее позабудут. Поэтому дни она проводила в компании мужчин, а ночи среди кипы черновиков. Она писала, напивалась, лила слезы и не раздеваясь ложилась в постель, где частенько при этом находился один из приятелей ее брата. Из-за этого с Жаком, бывшим единственным человеком, готовым принимать и понимать ее, отношения страшно испортились. Его приятели были не сдержаны на язык и рассказывали ему обо всем, что происходило в кровати. Какому брату это понравится? В итоге Жак так разгневался, что однажды даже ушел от нее, громко хлопнув дверью и даже пожелав сестре навсегда оставаться несчастной и одинокой.

Слова брата, как ни странно, не обидели, а отрезвили молодую писательницу. Она написала новый роман. «Смутная улыбка» оказалась произведением о цинизме и разочаровании в жизни. Сейчас такое бы понравилось далеко не всем читателям, но в ее эпоху, роман был воспринят с большим энтузиазмом, в мгновение ока став модным.

-6

Брать сюжеты из жизни невыгодно

Ему было 24 года, он работал фотографом и должен был сопровождать Саган в ее рекламном туре по миру. Вместо этого он пробрался к ней в постель, а возможно, и в сердце. Любопытно, что по его собственному признанию, девушка была ему совсем не симпатична. Чересчур длинный нос, слишком сильная худоба. Но увидев, как она танцует, он не смог устоять.

Филипп стал нежным, милым и влюбленным. Вместе они провели немало приятных минут. Но после возвращения на Родину, она, уже наверняка готовившая свадебный наряд, вдруг обнаружила, что ее милый сбежал с другой. Разрыв с ним стоил Франсуазе немало ночей в слезах и нового романа. Она назвала его «Смятая постель» и постаралась выразить в нем всю свою боль от расставания и любовь к Филиппу. Увы, публике это произведение не понравилось, его сочли пафосным и нереалистичным. Саган вдруг осознала, что придуманные сюжеты нравятся читателям больше, основывать книгу на реально случившихся вещах, невыгодно.

Она взяла себя в руки и решила, что любовь – это не для нее. Гораздо интереснее пить, танцевать и гонять на машине. Правда, одна такая гонка едва не стоила Франсуазе жизни. После происшествия врачи буквально собирали ее по косточкам, была даже зафиксирована остановка сердца. Но именно это т обстоятельство привело ее в объятия мужчины, с которым, как ей казалось, на готова провести жизнь.

-7

Она любила детей, но вечеринки и покер больше

После выздоровления она стала женой Ги Шеллера, бывшего директором крупного издательства, человека на двадцать лет старше ее. Правда, спустя год он ей показался ужасно скучным. Расставание прошло мирно, а еще спустя год она вышла замуж за Боба Вестхофа. Бывший летчик ВВС, модель, скульптор. Их свадьба состоялась в 1962 году. Она родила ему ребенка, но семейная жизнь оказалась не подходящей для писательницы.

Она признавалась, что любит детей, правда кутежи и вечеринки любит больше. Саган оказалась заядлым поклонником азартных игр, спускала на это дело все гонорары. При этом она продолжала много пить. И однажды с ней даже случился отек легких. К счастью в Колумбии, где она в это время находилась, был и президент Франции Миттеран. Об этих двоих ходило немало слухов, но Саган все отрицала. Правда, если принять во внимание с какой скоростью он бросился ее спасать, слухи не были беспочвенными. Но даже самые ушлые папарацци не смогли зафиксировать крамольных фото или разговоров.

Прожигательница жизни скончалась в 2004 году в преклонном возрасте и в страшной бедности. Она все проиграла и пропила. При этом до конца жизни сохраняла трезвость ума, даже собственный "прощальное слово" успела написать. Спустя четыре года после ее ухода, французы сняли о ней библиографический фильм, отдав роль Саган актрисе Сильви Тестю.