Найти тему

О безответственности некоторых преподавателей

В этом году 7 марта был четверг, а по четвергам у меня по расписанию 5 пар: 3 лекции и 2 практических занятия. Вот смотрите:

Это скрин моего расписания на четверг
Это скрин моего расписания на четверг

Читальный зал №4 – достаточно большая аудитория на 3 этаже в библиотечном блоке. В последние годы этот зал был мало востребован в силу того, что почти всю необходимую литературу студенты сейчас могут найти в локальной цифровой среде университета или в интернете. С начала текущего учебного года этот зал приспособили для чтения лекций – расставили парты, установили проектор, повесили экран. Для таких лекторов как я, кто по старинке делает все записи на доске, читая лекцию по математике, установили зелёную меловую доску метр на полтора на ножках. Получилась почти нормальная лекционная аудитория на 80 посадочных мест («почти» потому что лучше бы она была в форме амфитеатра и доска маловата размером для лекций по математике).

А вот аудитория 4 – полноценная большая лекционная аудитория в форме амфитеатра на 200 посадочных мест, оборудованная всем необходимым, в том числе и четырёхметровой белой маркерной доской метровой высоты с двусторонними откидными боковинами. Как видите, третья и пятая пары в расписании у меня стоят как раз в этой аудитории. По моим наблюдениям, большинство преподавателей, ведущих лекции в этой аудитории, пользуются проектором и экраном, но есть и такие, кто как и я пишет на доске. Хотя лучше бы таковых не было, потому что есть среди них совершенно безответственные личности.

7 марта я нормально провела лекцию на первой паре, практическое занятие на второй паре, а потом, после большого перерыва пришла на третью пару в аудиторию 4, чтобы читать лекцию следующему потоку, и увидела, что вся поверхность доски, в том числе и на обороте откидных боковин, густо исписана чёрным маркером. Очень густо, примерно так:

Наполненность доски записями была примерно как на этой картинке из интернета. Записи просто сливались в сплошной фон. Не было у меня с собой телефона, а то сделала бы фото.
Наполненность доски записями была примерно как на этой картинке из интернета. Записи просто сливались в сплошной фон. Не было у меня с собой телефона, а то сделала бы фото.

По характеру написанного было понятно, что явно доска исписана преподавателем, который проводил в этой аудитории занятие на одной из предыдущих пар и не стёр за собой. Я после своих лекций всегда сама стираю свои записи с доски (после одного случая много лет назад, когда я, ещё будучи молодым специалистом, как-то по легкомыслию с доски не стёрла, и за это тут же получила эффективную воспитательную взбучку от преподавательницы, у которой было занятие в той же аудитории сразу после меня), и поэтому меня слегка подбешивает, когда другие преподы этого не делают, и мне приходится за ними убирать.

Ну ладно, мы не гордые, сотру за этим засранцем. Но не тут то было. Оказалось, что записи были сделаны перманентным маркером, который просто так не сотрёшь. Время лекции уже пошло, а я её начать не могу – ну как вы начнёте лекцию по интегрированию тригонометрических выражений без доски? Я, честно говоря, вообще считаю, что все лекции по технике интегрирования лучше всего вести с использованием именно доски, делая записи по ходу процесса, а не показывая готовые слайды на экране – характер темы такой. Вот теория вероятностей – да, там можно слайдами обойтись, а интегрирование – нет, нет и нет, если я хочу, чтоб студенты что-то поняли. В общем, что делать с исписанной доской непонятно.

Оставила студентов сидеть, пошла искать уборщиц, чтоб средством каким-нибудь попробовали отмыть. Нашла только одну, которая драила пол в холле моечным аппаратом – она сказала, что мытьё аудиторий это не её зона ответственности. А день то предпраздничный – видимо по этому случаю остальные технички уже срулили домой пораньше.

Возвращаясь, взяла из туалета бутылёк с жидким мылом, попробовала потереть доску с мылом – бесполезно. Других свободных лекционных аудиторий не было, в этой вести лекцию невозможно – пришлось студентов распустить, взяв с них обещание, что они обязательно посмотрят запись моей онлайн-лекции по интегрированию тригонометрических выражений, сделанную 2 года назад, когда мы были на дистанте.

Решила выяснить, кто же мне так «удружил». Пошла в учебную часть смотреть расписание тех, кто в этой аудитории занимался до меня, чтоб идентифицировать этого оленя – по характеру записей на доске лекция была по какому-то спецпредмету, связанному с математической физикой и движением земных пластов. И олень нашёлся. Напоминаю: был четверг, но оказалось, что доска была исписана ещё во вторник одним из профессоров (выяснила фамилию и кафедру), а все, кто вёл лекции в аудитории 4 после него во вторник и весь день в среду, использовали только экран и проектор.

Я такие ситуации как эта ненавижу (когда мне невозможно выполнить свою работу по вине очередного оленя, пусть даже он и профессор), поэтому к моменту идентификации виновника я была уже в нагретом состоянии, и пошла к нему на кафедру устраивать разборки. Олень сидел на кафедре и что-то печатал, не спеша стукая по клавиатуре одним пальцем. Он ничего не стал отрицать, сказал: «Я писал тем, что мне дали. Я профессор и не обязан за собой стирать». На моё возражение, что я тоже себя не на помойке нашла – являюсь каким-никаким доцентом, и при этом за собой стирать не брезгую – он ответил, что стирать с доски – это обязанность уборщицы(!!!). Этим он меня просто несказанно разозлил. А если бы я такое натворила с доской прямо перед его парой и просто ушла, он что, ждал бы, когда уборщица придет? Ну пусть он не сразу понял, что маркер перманентный – но почему, закончив лекцию, он не сообщил куда следует о том, что доска испоганена, записи просто губкой не удаляются, чтоб уборщиц предупредили, и они отмыли бы доску с применением каких-нибудь спиртовых средств (или чем там удаляется перманентный маркер? он вообще удаляется???), чтоб те лекторы, которые придут в эту аудиторию после этого профессора, могли спокойно делать свою работу? Он же просто ушёл, никому ничего не сообщив. Нагадил и в кусты – так получается. Профессор, блин.

В общем, я сообщила ему, что буду писать докладную служебку, и ушла её писать. И написала. И отнесла в учебную часть. И отдала лично в руки тому, на чьё имя она писалась. Так то.

Плохо только, что это было в предпраздничный день (7 марта), и уборщиц уже не было на работе, иначе их бы сразу после этой служебки припахали привести аудиторию 4 в нормальное состояние. Но припахивать было некого, и поэтому проведя на четвёртой паре практическое занятие в ауд. 4-38 и придя на пятую пару снова в аудиторию 4 проводить лекцию в следующем потоке, я констатировала, что там всё по-прежнему: доска исписана, лекцию проводить невозможно. И снова пришлось студентов отпустить, взяв обещание, что они посмотрят запись онлайн-лекции по нашей теме.

Таким образом, 7 марта у меня пропали лекции по математике в двух потоках. Да ещё какие – лекции по интегрированию, что особенно печально, потому что это вообще одна из самых проблемных тем в общем курсе математики. Но конечно, студенты были счастливы, чего уж там, тем более на последней паре в предпраздничный день. Когда отменилась последняя лекция, меня задарили конфетными коробками и поздравлениями с наступающим 8 марта, пожеланиями, чтоб я не расстраивалась от того, что пропали эти две лекции, обещаниями, что они обязательно онлайн-лекцию посмотрят (ага-ага, верю), чтоб только я не расстраивалась. Я после этого решила, что пропади оно всё пропадом, что всё равно мои студенты самые лучшие и пропавшие лекции не смогут этого изменить.

А с оленем этим я всё равно ещё разберусь – видишь ли он профессор и стирать с доски за собой ему не по статусу. Таким обычно корону лопатой поправляют. Посмотрим.

_______________________________

Вот ещё свежие истории из моей преподавательской практики: