Порфирия Корнеевича Иванова ученики и последователи называли «Победителем Природы, Учителем народа, Богом Земли», родственники - Паршеком и "здоровым дураком", а сам он обращался к людям - «Детка». Простой, необразованный, но мыслящий человек, он придумал для себя особый порядок физической и духовой жизни, которому неукоснительно следовал на протяжении пятидесяти лет, несмотря на непонимание и осуждение окружающих. После смерти Порфирия Иванова прошло больше сорока лет, достаточно, чтобы посмотреть на его жизнь беспристрастным спокойным объективным взглядом и задать вопрос тем, кто его травил и самим себе: «Кто тут на самом деле психически больной и одержимый?»
Щепка в круговерти эпохальных событий
О жизни нашего героя мы знаем, главным образом, из его записей. Порфирий Иванов оставил 300 рукописных тетрадей-дневников и множество писем. Интересно, что писал он простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы.
Порфирий Иванов родился 8 февраля 1898 года в селе Ореховка на Луганщине в семье шахтёра, в которой было 9 детей. Порфирий был старшим из пяти братьев. Мать, Матрёна Григорьевна, вела хозяйство, а отец, Корней Иванович, работал зарубщиком на угольной шахте статского советника, генерал-майора, золотопромышленника Павла Васильевича Мордина. Было у хозяина шахты и второе имя, которое он купил, как и генеральские погоны, Поль де Мордэн.
Платил миллионер своим рабочим немного. Денег Ивановым катастрофически не хватало и на момент рождения Порфирия семья жила в землянке. Позже, благодаря деду, Ивану Кузьмичу Иванову, который занимался сельским хозяйством, удалось построить большой дом.
С дедом у Паршека были очень тёплые отношения. В самом раннем возрасте внук сопровождал дедушку в поездках на городскую ярмарку продавать урожай, неизменно принося удачу в торговле. Поэтому дед считал его счастливчиком и в благодарность покупал гостинцы. А ещё любил беседовать с внуком, который в силу возраста ещё не всё понимал, но слушал с большим интересом и вниманием.
Примерно в 1905 году Иван Кузьмич погиб на глазах у своего Паршека. Степной вихрь поднял его вверх и ударил оземь с такой силой, что дедушка умер. Для мальчика эта смерть стала страшным потрясением, повлиявшим на его дальнейшую жизнь.
Со смертью любимого деда закончилось детство Порфирия. Большое семейное хозяйство перешло в руки отцовского брата Фёдора. Мальчишка, которого дядя называл «здоровым дураком», стал помогать по хозяйству. В том же году Порфирий пошел в церковно-приходскую школу. Учился он хорошо, но семье нужен был работник, и школу пришлось бросить. С 12 лет Порфирий стал трудиться на полях, взятых семьёй в аренду, наравне со взрослыми.
Тяжёлый физический труд от зари до зари сменялся коротким, но отвязным отдыхом. Иванов отличался задиристым, даже хулиганским характером, активно участвовал в деревенских кулачных боях в качестве первого заводилы-битка. В компании сверстников Порфирий много бедокурил: подростки проникали в чужие погреба и сараи, промышляя мелким воровством и хулиганством, дрались, играли в карты, за что попадали под арест.
В 13-14-летнем возрасте наш герой работал с отцом на шахте, правда не долго, хотя там выделяли общежитие и нормально кормили. Трудно сказать, почему парню не сиделось на одном месте. Думается, искал большей свободы и независимости.
В 1914 году началась война, Порфирию 16 лет, недалеко до призывного возраста. Чтобы получить бронь, он устраивается на завод Русско-англо-французского общества в Штеровке, выпускавший боеприпасы, на котором работал его брат Иван. Надо отметить, что в руководстве предприятия были в основном англичане и французы, а среди работников преобладали поляки.
По началу Порфирия поставили закупоривать снаряды и заливать аммонал смолой, но со временем перевели на должность старшего аппаратчика по выгрузке снарядов. В его обязанности входило следить за порядком на участке и работой девушек, разгружающих аммонал. Одна из работниц была недовольна придирчивым русским парнем и нажаловалась директору. Начальство особо разбираться не стало, и Порфирий был уволен. Но последнее слово в этой истории было за ним: перед тем как вернуться в родительский дом он вместе с другом обокрал заводской магазин. По-молодецки отомстил за несправедливое увольнение.
В 1917 году Порфирия призвали в армию, в стрелковый полк Царскосельского гарнизона. Пока новобранец ехал в Петроград, царя свергли, к власти пришло Временное правительство, началась демократизация армии и Порфирия Иванова избрали депутатом в солдатский комитет. Получив начальный опыт участия в политике, наш герой быстро понял, что не под каким видом не хочет ей заниматься. Лучше на фронт, чем в политику. Порфирий записался добровольцем по призыву Керенского, был отправлен на передовую под Минск, но боёв там не было, а вскоре власть опять сменилась. В ноябре 1917 года, так и не понюхав пороха, Порфирий Иванов вернулся домой в Ореховку.
За плечами девятнадцатилетнего парня был опыт тяжёлого крестьянского труда, работа в шахте, на заводе, служба в армии. Вернувшись домой, он решил попробовать себя в новой сфере – в спекуляции. Он стал покупать водку в Луганске, как ветерану войны она доставалась ему за копейки, и продавать в Ореховке значительно дороже. Потом затеял выжим и продажу подсолнечного масла. Появился небольшой доход, позволивший ему жениться. Его избранницей стала Ульяна Фёдоровна Городовиченко, Уляша, с которой он прожил 56 лет, до её смерти в 1974 году. В семье родились два сына – Андрей в 1918 году и Яков в 1925.
Всё было бы хорошо у молодой семьи, да началась гражданская война. Жители Ореховки были за красных. Вступить в Красную Армию не позволила жена, но в подполье он поучаствовал: взорвал возле Македоновки железнодорожный мост и пустил под откос поезд, а однажды захватил и сжёг вражеский аэроплан.
Казаки, захватившие Ореховку, в отместку за самолёт взяли 18 местных жителей в заложники, в том числе отца Порфирия, и отвезли в Каменск. Сын с друзьями подкупом раздобыли 18 пропусков, пробрались в подвал к задержанным, чтобы их выпустить, но те отказались, опасаясь ещё больших проблем для своих близких и односельчан. Чтобы пропуска не пропали зря, их раздали незнакомым пленникам, содержавшимся в том же подвале. Ореховцев же вскоре освободил отряд Семёна Михайловича Будённого, которому рассказали про заложников. А проводником, показавшим красным путь к Каменским подвалам, был Порфирий Иванов.
С окончанием гражданской войны жизнь лучше не стала. Порфирий заболел тифом, только поправился – наступил голод. Выжить помогли запасы вяленого мяса, сделать которые было непросто. Потом тяжёлая работа вместе с отцом на угольных шахтах.
С началом нэпа Порфирий вернулся в коммерцию, на этот раз стал торговать мясом. Доходы были хорошие, семья вырвалась из нужды. Ничем в те годы наш герой от своих земляков не отличался, крутился как мог, чтобы обеспечить семью. В 1928 году написал заявление о вступлении в ВКП(б), но получил отказ, так как вовремя не сообщил партийной ячейке о смене места жительства - переезде в Красный Сулин. В городе он устроился работать в государственный магазин мясником, но вскоре был осуждён на два года за неуплату патентного налога. Срок отбывал на лесоповале под Архангельском, за ударный труд был досрочно освобождён через 11 месяцев и вернулся к семье. В Красном Сулине Порфирий Иванов прожил больше 40 лет, до 1976 года, но с перерывами. В 1930 году недолго работал на станции Зверево кладовщиком, а в 1931 году семья переехала в Армавир, где Порфирий был начальником лесозаготовок. Руководящая работа ему не понравилась, и через два года Ивановы вернулись в родные места.
Мы подошли к переломному моменту в жизни нашего героя. До 35 лет Порфирий Иванов пил, курил, любил азартные игры, дрался, сидел. 25 апреля 1933 года всё изменилось.
Жить «с природой наравне»
Что послужило причиной кардинальной перемены? Среди последователей Иванова есть версия, что толчком к переосмыслению жизни стала раковая опухоль. Будто Порфирий, зная о неизлечимой болезни, решил умереть не от рака, а от простуды. Он стал обливаться холодной водой и ходить раздетым в мороз. Но получил обратный эффект —смертельная болезнь ушла. «Я пошёл в природу, чтобы найти там смерть, а нашёл жизнь...», - писал он в дневнике.
25 апреля 1933 года родилась Идея Порфирия Иванова о переустройстве своей физической и духовной жизни. Пришло осознание того, что люди живут неправильно: стремятся только к «хорошему» - к теплу, сытости, покою, а взамен получают «плохое» - болезни и смерть. Чем больше в жизни человека комфорта, тем дальше он от природы. Иванов решил восстановить потерянный контакт с природой и жить за счёт естественных условий - воздуха, воды, земли. Он стал выходить на мороз раздетым. Сначала на несколько секунд, потом на полминуты. С каждым разом всё больше и больше. Дошло до того, что в метель в одних трусах часами гулял среди ветра и стужи. И при этом ни разу не заболел.
В 1934 году с мая по октябрь Иванов босой и раздетый, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, обошёл Донбасс в стремлении научиться жить «с природой наравне». Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, пришёл к мысли, что раз передаются болезни от человека к человеку, то может передаваться и здоровье, и он стал заниматься целительством. Методику вырабатывал сам, интуитивно, получая положительный результат. «Я решил сам закалять и перерабатывать своё тело так, чтобы оно не получало вред от Природы, а пользу, чтобы проложить путь к богатствам Природы для нашего народа и каждого человека», - писал он в дневнике.
Со временем сложилась система, которой Порфирий Иванов неукоснительно следовал на протяжении 50 лет и которую старался донести до людей. Она включает в себя следующие правила:
- живи с постоянным желанием сделать людям добро, а сделал – не вспоминай, спеши сделать ещё
- всё делай только с удовольствием, с радостью
- не пей ни вина, ни водки
- один день в неделю голодай, а в другое время ешь поменьше («Обильная еда голову ясности лишает»)
- ходи босиком по траве и по снегу хотя бы несколько минут в день
- ежедневно, утром и вечером, обливайся холодной водой
- почаще бывай на воздухе с открытым телом, и летом, и зимой («Пусть тело дышит и учится брать тепло от холода»)
Нестандартный образ жизни мужчины привлёк внимание милиции и врачей. В начале 1936 года в Ростовской психиатрической больнице ему был поставлен диагноз «шизофрения» и выдана соответствующая справка. В ноябре обнажённого и босого Паршека задержали на Красной площади в Москве, но после 67-ми суток, проведённых в Матросской тишине, отпустили. Что стоило говорившему с ним Ежову поставить его к стенке? Возможно, справка спасла ему жизнь.
В 1937 году он был задержан в Моздоке. Три месяца был под арестом, подвергался испытаниям на выносливость: при минус 17 градусах его поливали ледяной водой. Видимо, он был убедителен, в самых разных обстоятельствах продолжал проповедовать свои идеи и доказывать их состоятельность на личном примере.
В дневнике Порфирий Иванов описывал свою встречу с Фридрихом Паулюсом, которая произошла осенью 1942 года во время немецкой оккупации Красного Сулина: «Он меня спросил: «Кто победит?» — Я ответил: «Сталин». Немцы тоже проверяли его способности: зарывали в снег на долгое время, в мороз возили на мотоцикле, на ночь запирали в сарае, он же оставался здоров. Напомню, что с 1933 года в любую погоду на нём были только длинные трусы.
Он и сам себя неоднократно проверял в экстремальных условиях. Так, с 23 ноября по 5 декабря 1948 года он прошёл путь от Туапсе до Сочи вдоль черноморского берега без пищи, одежды и крыши над головой, в условиях полного единения с природой. А в год своего 80-летия он поставил эксперимент по воздержанию от пищи и частично от воды в течение пяти месяцев. Подчеркну, что с 1933 года изо дня в день он закалял себя холодом и ограничивал в еде, видимо поэтому организм смог перенести экстремальные испытания.
К сожалению, учёные тогда проигнорировали феномен Порфирия Иванова, зато им интересовались правоохранительные органы. Он неоднократно помещался ими на принудительное лечение в психиатрические больницы. Особенно изуверское отношение к нему было в Новошахтинске. В течение трёх месяцев 77-летний старик содержался в условиях, которые довели его до состояния, близкого к смерти. Родственникам и последователям удалось добиться выписки страдальца, его перевезли на хутор Верхний Кондрючий, где их же усилиями был выстроен «Дом Учителя». Через три дня после выписки Порфирий Корнеевич был в полном здравии. В подаренном ему доме он прожил последние семь лет своей жизни. Там же принимал паломников и больных, ищущих исцеления. Но в 1979 году его на три года посадили под домашний арест, запретили отходить от дома дальше 30 метров, людей к нему не пускали.
В общей сложности, начиная с 1933 года, Иванов провёл в спецбольницах МВД, тюрьмах, психбольницах, под домашним арестом 12 лет своей жизни.
Врачи видели в его идеях и образе жизни симптомы шизофрении, в НКВД считали антисоветчиком и диверсантом, церковь называла сектантом и одержимым, учёные игнорировали. А он всего лишь искал свой путь к физическому и душевному здоровью.
Изоляция закончилась в 1982 году, после того как в журнале «Огонёк» вышла статья «Эксперимент длиною в полвека». Журналист Сергей Власов задал Порфирию Корнеевичу вопрос: «Вы в самом деле никогда не болеете?» Старик ответил: «Почему же? Всё время болею. Болею мыслью, что я умею, а мне не дают передать моё умение людям». «Дорогие вы мои, все ваши болезни от нежести вашей: от тепла, от вкусной пищи, от покоя. Не бойтесь холода, он мобилизует, как нынче модно сказывать, защиту организма. Холод кидает в тело гормон здоровья», - наставлял Порфирий Иванов в 1982 году.
После публикации статьи идеи Иванова стали необычайно популярны. В повседневную жизнь вошли обливания холодной водой, купание в проруби. Но, к сожалению, жить в гармонии с природой и беречь мир мы так и не научились.
Благодарю за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Татьяна.
Источники: Порфирий Иванов: чем «Бог Земли» так удивил фельдмаршала Паулюса
Эксперимент длиною в полвека, Огонёк, №8, 1982