В первой половине романа Леди Джессика сказала: “Скоро здесь [на Арракисе] будет большое кровопролитие. Харконнены не успокоятся, пока или сами не сгинут, или не погибнет мой герцог. Барон не может простить моему Лето родовитости – королевской крови, сколько бы поколений ни отделяло герцога от предка в короне, ведь его собственный титул происходит из гроссбуха Каникт. Но причина этой вражды глубже – ведь когда-то именно предок Атрейдесов добился осуждения Харконнена за трусость в битве при Коррине”.
Эта старая вражда втянула доктора Юэ в эти интриги, он того и не хотел, но пошёл на предательство из-за своей жены Уанны. “Старая вражда изломала не только жизнь Юэ, она исковеркала жизни Атрейдесов, вечно травила их своим ядом. По иронии судьбы роковой финал этой вендетты должен разыграться здесь, на Арракисе, единственной планете во всей Вселенной, где добывали меланж, дающий здоровье и жизнь”.
Во второй части Пол и его мать Леди Джессика, беременная вторым ребёнком, после разрушения Харконненами Дома Атрейдесов присоединяются к фрименам в пустыне. Полу предстоит принять управление Арракисом как Муад ‘Диб, но ему также предстоит осознать, готов ли он к этому, что усложняется сильным давлением со стороны фрименов – кто-то верит, что мессия именно он, кто-то настроен скептически.
Второй фильм, продолжающий историю первой книги цикла “Дюна”, начинается со слов: “Контроль над специей – контроль надо всем” (Power Over Spice Is Power Over All).
Специя (или меланж) – это источник власти во Вселенной Дюны. Да, эта пыльца, дающая здоровье и жизнь, одновременно служит и как смертоносное оружие. Она наделила Пола способностью заглядывать в будущее; она способна заставить Харконненов паниковать, потому что её отсутствие лишит их силы, если они не смогут добывать её на земле фрименов. А у Пола Атрейдеса есть реальная угроза (схрон ядерного оружия), способная уничтожить все запасы специи на планете.
Вообще "Дюна" в целом, а вторая часть в особенности, рассказывает о вере и власти/контроле в чистом виде. Специя тут как символ этой власти. Причём интерес в том, что здесь не просто проиллюстрирована картина управления и подавления, здесь история усложняется тем, что показан будущий лидер в начале своего пути, его мучительное перерождение из сына руководителя с одними принципами в самостоятельного лидера с замашками диктатора.
В романе герцог Лето Атрейдес говорил Полу, что на Каладане “мы правили, опираясь на силу, – на море и в воздухе. Здесь же [на Арракисе] мы должны добиваться господства в пустыне. Она – твоё наследство, Пол. Что ты будешь делать, если со мной что-нибудь случится? Твой Дом не должен уйти в изгои – он не должен стать партизанским, гонимым, преследуемым”.
Лето сам понимал, что репутацию можно испортить, потому и предупредил Пола, что ему придётся принимать решения, от которых он сам себя перестанет уважать, а с их честным Домом люди свяжут, быть может, много всякого зла.
Так и вышло, потому что в новой части молодой герцог находится в подавленном состоянии из-за размышлений о том, каким путём ему двигаться: взять ли ему под контроль фрименов и броситься в Священную войну, а видения будущего приводят его в ужас. Но, кажется, от его решения ничего не зависит, так как Стилгар постоянно отмечает верные признаки того, что Пол и есть тот самый мессия из пророчества, навязчиво внушая своим людям эту идею.
Так что как бы Пол ни пытался оставаться благородным как его отец, как бы ни признавался в любви девушке из своих видений, он принял роль Махди, Муад ‘Диба, каким фримены хотели его видеть.
Первый фильм был спокойнее, чем второй. И это работающий приём, потому что точно отражает темпераменты отца и сына. В первой части Атрейдесы переехали по политическим соображениям и приказу Империи со своей планеты Каладан на Арракис, чтобы герцог Лето взял управление в свои руки, но это не было “подарком”. Всё в романе “Дюна” является “планом внутри плана”. Герцог Лето Атрейдес рассчитывал, что справится с политическими интригами и сможет использовать силу пустыни в своих интересах, но у него не хватило времени. Что, кстати, подчёркивается в фильме им самим. Он понимал, что его дни сочтены.
И, хотя именно Лето во всём первом фильме было мало на экране, но это был его сюжет. Его манера управления – благородная, основанная на доверии и уважении. Его сын Пол только начал осознавать свою внутреннюю силу, и она его пугала. Он не думал, какая ответственность ляжет на его плечи без отца рядом. Общая динамика первого фильма была спокойной, отражая самого Лето. Император Шаддам назвал Лето Атрейдеса слабым во втором фильме, потому что тот правил сердцем, а оно предназначено для другого.
Но вторая часть – это уже сюжет Пола. После просмотра остаётся ощущение бесконечной битвы, напряжения и приближения беды. Резкий контраст с предыдущей частью отражает разницу между отцом и сыном. В Поле больше крови Харконненов, чем Атрейдесов, и это сыграло огромную роль в том, каким себя Пол показал в манере управления людьми. И эта яростная битва точно отражает и его внутренний конфликт (предпочесть любовь или власть, правда в романе на его становление лидером уходит больше времени, чем в фильме). Подтекстом в “Дюне” идёт идея силы религии, и фримены видят Пола Атрейдеса больше Богом, чем обычным лидером; а это превращает их в фанатиков, что ещё опаснее и разрушительнее. Когда он слышит от Шаддама, что Лето правил сердцем, Пол понимает, что, управляя сердцем, он вызовет к себе доверие людей, а оно объединится с их религиозным трепетом, и это будет сокрушительная сила.
Что касается любви, то линия Чани и Пола Атрейдеса претерпела изменение. У Фрэнка Герберта Чани принимает Пола спасителем фрименов и соглашается принять роль наложницы, в то время как он женится на принцессе Ирулан. Чани у Дэни Вильнёва является равноправной оппоненткой для Пола, она настроена скептически относительно пророчества и уж не скрывает, как отрицательно, несмотря на любовь к нему, относится к решению Пола бросить вызов всем Домам и Императору. А лучшей кандидатуры, чем актриса Флоренс Пью, на роль Принцессы Ирулан трудно выбрать. Это мудрый и красивый персонаж в истории. Сам Шаддам подчёркивает, что она стала бы опасной императрицей благодаря своей проницательности.
Ещё важные изменения касаются младшей сестры Пола Алии и Джессики. Алия в фильме не появляется на свет, она общается с матерью и своим братом из материнской утробы. В лице Ани Тейлор-Джой она появляется в видении Пола на пару мгновений, чтобы сказать ему, что он не готов к тому, что должно произойти. А роль Джессики повернули скорее в отрицательное русло, сделав её коварной, потому что она довольно агрессивно использовала свою силу, обретённую благодаря Бинэ Гессерит. Она буквально силой своей мысли хочет заставить его взять на себя роль лидера (в то время как Стилгар пользуется лишь своей уверенностью). Она поняла, что чтобы обратить в свою веру, начать нужно с самых слабых и уязвимых, тех, кто боится.
В романе Сафир Хават рассуждал: “Неужели у каждого человека есть такое слепое пятно? Неужели каждого из нас можно заставить что-то сделать без осознания самого поступка? Кто же может остановить личность, обладающую такой силой?” Это был момент, когда он встретился с Леди Джессикой для того, чтобы выяснить их отношения. Она подозревала, что он является агентом Харконненов, да и в целом им нужно было разобраться, кто предатель в их доме. Тогда Джессика не использовала так свою силу, но о ней все знали. Она подразумевалась, как опасное оружие. “Сила – это обоюдоострый меч, Сафир. Ты сейчас думаешь: как ей просто заставить своё живое орудие смертельно ранить врага! Истинно, Сафир. Даже тебя. Но чего я боюсь? Если мы, Дочери Гессера, делали такое, что подумали бы о нас? Мы не хотим этого. Мы не хотим погубить себя сами. Мы действительно существуем только для того, чтобы служить”.
А в фильме “каменный кулак в мягкой перчатке Бинэ Гессерит” был интерпретирован именно как мощная сила, необходимая для достижения корыстных целей. Леди Джессика, обладая навыками управления, подчинила себе фрименов. О такой глубине контроля они даже не могли и помыслить.
Если коротко обобщить фильм “Дюна: Часть вторая”, то можно так сказать: есть Планета, не пригодная для жизни, и, чтобы выжить на ней, требуется недюжинная вера. И лидер, который будет вести за собой. Как сказала Чани: "Хочешь подчинить людей, скажи им, что придёт мессия, и они будут ждать веками". Вполне себе знакомая схема и жизнеспособная не только в рамках научной фантастики. Потому эта история Фрэнка Герберта находит такой живой отклик. На фоне каких-то космических декораций, огромных червей, коптеров, собирающих специю, "маленькие" люди сражаются за свои жизнь и правду и верят, что их кто-то спасёт. Тот, кто понимает, что люди, отчаявшиеся в ожидании, восприимчивы к громким обещаниям, внушает им идею о своей силе и ведёт за собой. Всё это, конечно, не приводит к счастливому финалу, а к тому, чем и закончилась вторая часть.
Любопытно то, что второй фильм закончился практически так же, как и предыдущий. Он явно даёт понять, что начинается следующая история. Леди Джессика силой своего разума привела Пола к тому, что он принял роль Муад ‘Диба, и The Holy War Begins.
***
Завершу текст цитатой из первой половины романа, когда герцог Атрейдес говорил с Полом:
“У Арракиса есть одно достоинство – специя здесь содержится почти во всём. Ты дышишь ею, ешь её, она почти во всех продуктах. Известно, что она создаёт некоторую невосприимчивость к кое-каким ядам из “Справочника ассасина”. Необходимость следить за каждой каплей воды заставляет строжайшим образом контролировать всю пищевую промышленность. Большую часть населения нельзя отравить ядом, значит, такой путь нападения бесполезен. Арракис делает нас этичными и моральными”.
Какими неважными становятся эти мелочи, когда речь идёт о мести, происходящей из глубины веков, о том, что важнее захватить власть и истребить целый род, потому что он сильный и непокорный.