Найти в Дзене
Гремлинские Будни

Зачем собирать коллекции?

Оглавление

Всем привет! Это Гремлинские Будни. И мы тут собираем коллекции.

Я никогда не был коллекционером, но с недавних пор завёл для себя несколько маленьких коллекций абсолютно бесполезных мелочей. Хочу поделиться своими соображениями о том, зачем этим заниматься и какую пользу это может принести.

"Коллекционер" - Джон Фаулз
"Коллекционер" - Джон Фаулз

Зачем это вообще надо?

Раньше именно так я думал про коллекционеров. Зачем все эти пылесборники, стоящие на полках годами без всякого движения? От них ведь нет никакой практической пользы! Зачем многокилограммовые альбомы с монетами? Зачем марки? Для чего, во имя каких великих свершений?

Ответ (а точнее - весьма пространные рассуждения) созрел не так давно. Но чтобы его изложить, мне придётся зайти немного издалека.

Жизнь как игра-песочница

Уж извините - не могу я здесь не обратиться к тому, что является моей профессиональной деятельностью! Но постараюсь не углубляться в совсем уж густые дебри разъяснений.

Есть такой жанр игр, как песочницы. И даже если вы далеки от компьютерных игр в целом - наверняка вы слышали название Minecraft. Всего несколько лет назад детей было за уши не оторвать от этой игры, хотя, казалось бы, о чём она?

Глобально в этой игре (как и в многих других песочницах) нет чётко обозначенной цели. Они потому и называются песочницами: приходи, лепи куличики, строй замки, рой туннели и чувствуй свою полную свободу. Minecraft предлагает игроку набор правил, по которым действует игровой мир: есть блоки и есть инструменты, с помощью которых эти блоки можно ломать или ставить друг на друга. Ночью появляются монстры. Есть рецепты создания чего-либо. Всё. Дальше - действуй как хочешь! Ничего не напоминает?

Популярность этой игры сложно переоценить, и миллионам игроков со всего мира в течение уже более десяти лет интересно строить и копать, отбиваться от монстров, создавать вещи, снова строить. Люди строят целые города в игре - а некоторые даже ухитряются их продавать за реальные деньги.

В реальной жизни у нас тоже есть, в сущности, лишь общий набор правил, по которым мы функционируем: нужно есть, чтобы не умереть от голода, нужно где-то спать, на что-то жить. Всё. Дальше делай что хочешь, ты полностью свободен (за исключением, конечно, вещей, которые запрещены законодательством и нормами общественной морали).

Надеюсь, пока не очень сложно излагаю? Дальше будет чуть-чуть сложнее.
Майнкрафт!
Майнкрафт!

Мета-игра

В каком-то учебнике по дизайну игр я читал такой пример того, как рабочий на заводе решил проблему собственной скуки:

Чтобы не заскучать на очередной рабочей смене, рабочий придумал для себя своего рода развлечение (как сейчас принято говорить - "челлендж"). Рабочий стал соревноваться с самим собой: "смогу ли я сделать за эту смену на 10 изделий больше? А на 20?"
Таким образом, введя новые правила в рутинную деятельность, рабочий добавил элемент игры в рабочий процесс, за счёт чего стал получать большее удовольствие от работы и испытывать к ней больший интерес, совершая при этом ровно те же действия.

Пример, конечно же, очень упрощённый, но кто из нас так не делал просто для собственного развлечения в детстве?

  • Пацаны, давайте кто быстрее до вон того дома?
  • А спорим, я смогу проехать на велосипеде с закрытыми глазами?

В терминологии компьютерных игр такое явление принято называть мета-игрой или мета-геймингом. "Мета" в данном случае означает, что игра ведётся уже поверх объявленных правил: игрок изобретает собственные правила игры поверх уже имеющихся - и играет в эту "игру-над-игрой"!

И пусть, конечно, мы уже не дети - но кто мешает взять это детское развлечение и добавить игровой элемент в рутину?

Едет на велосипеде с закрытыми глазами.
Едет на велосипеде с закрытыми глазами.

Маленькие цели

Я тут уже как-то рассказывал про ➡маленькие цели и маленькие достижения, которые очень помогают в повседневной жизни. Если совсем коротко, то мы получаем удовольствие, когда достигаем целей - неважно каких, пусть даже самых маленьких и незначительных. Так устроен наш мозг и система выработки дофамина, которая стимулирует дальнейшую деятельность по направлению к достижению очередной цели.

Такой целью может стать что угодно, и не обязательно что-то глобальное. Например... (наконец-то мы дошли до них) коллекции.

И на этом этапе рассуждений я наконец понял, для чего можно начать собирать коллекции - не ручаюсь, что каждый коллекционер занимается этим именно с этой целью, но в моём случае это так.

Сбор коллекций обеспечивает маленькие цели.

А маленькие цели, как мы уже выяснили, обеспечивают маленькие достижения, а маленькие достижения дают немного радости. По итогу - собирая коллекции, мы сами ведём себя к получению удовольствия.

Нумизмат, увидев объявление о продаже редкой монеты, которой нет в его коллекции, моментально обретает цель: догнать, урвать себе эту монету и добавить её в свой альбом.

Филателист испытывает восторг от мысли о том, что можно добавить себе в альбом новую марку. И, вероятно, даже поедет за ней в другой город. И таким образом, попутно своей основной цели, он обретёт ещё и побочные - и опять-таки, обеспечит себе интерес на какое-то время.

Нумизматика.
Нумизматика.

Мои коллекции

Я не бог весть какой коллекционер, и не сильно много думал над тем, что конкретно мне хотелось бы вообще коллекционировать и зачем. Собственно, и размышления на тему того, для чего я этим занимаюсь, возникли уже после того, как я начал непосредственно собирать коллекции.

Я стал собирать ярлычки от чая. Каждый вечер, когда я заваривал очередной пакет чая, я отрывал от него ярлычок и клал в условленное место - сперва просто на микроволновку, затем завёл зип-пакетик, пока они у меня там и лежат. И если сначала это выглядело как начинающий проявляться синдром Плюшкина, то теперь я осознал, какую задачу для меня играет сам сбор этой коллекции.

Процесс чаёвничества обрёл для меня второй слой и стал своеобразной игрой: теперь я выбираю марки чая не только по тому, какой вкус они предлагают, но и по тому, каким будет ярлычок. А поскольку заранее не известно, какие ярлычки висят на пакетиках (только если это не нарисовано где-то на коробке), то и первое открытие коробки с чаем обретает дополнительный элемент игры: загадка, каким будет ярлычок. И станет ли он новым в моей коллекции.

И да, в моём случае всё очень просто, ведь для получения нового элемента коллекции нужно всего лишь купить новую пачку чая в магазине. Но что если вы коллекционируете бабочек, как герой романа Джона Фаулза? Тогда для получения нового элемента вам придётся постараться! И таких примеров можно придумать много, и я не исключаю, что в дальнейшем начну собирать что-то более серьёзное. Но главное для меня сейчас - я понял, зачем люди собирают коллекции. И мне стало чуть интереснее жить.

А вы собираете коллекции? Какие? Зачем? Обязательно расскажите в комментариях!

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал, здесь будет ещё много интересного контента :)