Найти тему
Елена Чудинова

Мои книжные рекомендации - и антирекомендации: Михаэль Пайнкоффер "Братство рун"

А ведь хотелось приятно провести вечерок с детективным романом, на первый взгляд (точнее на первой сотне страниц) показавшимся того стоящим. В роли сыщика на страницах выступил ... сэр Вальтер Скотт лично. Почему бы нет? Думаю, сам писатель скорее бы повеселился, чем разгневался. Убили (ночью в монастырской библиотеке) его любимого студента, ну и... дальше понятно. Постепенно проясняется наличие монашеского ордена, ведущего долгую борьбу с черными магами и прочей нечистой силой. Идея, скажем так, не блещет новизной, но если хорошо развить... Сэр Вальтер Скотт по ходу вступает во взаимодействие с монахами. Замечательно, хотя надо полагать, и несладко им, монахам, в XIX столетии в Шотландии живётся... Тем более в плюс писателю. Но на этом, увы, все скромные плюсы и исчерпались. Дальше пошли огромного размера минусы.

Постепенно выясняется (ну, обычная техника параллельной во времени интриги - события давних лет оказывают влияние на современность) что король Роберт Брюс выиграл битву при Баннокберне .... с помощью чёрной магии!

Мол и да, Церковь его за это отлучила, пока не раскаялся.

Да сейчас. Король Роберт в самом деле был на некоторое время под отлучением, но при чем тут магия? Он был глубоко неправ. Если, допустим, ему так уж неимоверно хотелось лично укокошить Комина Рыжего, ну противный, допустим, был Комин этот до невозможности, то можно же было выбрать для такого дела лесок, бережок, на худой конец хоть улицу - но зачем прямо в священных церковных-то стенах? За такое накладывают серьезное наказание, да. Но было и прошло, быльём поросло, затеялся Баннокберн, великая и ужасная битва.

И ведь что интересно: все, кто хоть капельку знают историю Шотландии (хоть бы прочтя таковую авторства того же сэра Вальтера Скотта) давно и прочно усвоили: перед битвой всё воинство Брюса опустилось на колени, моля о победе Господа. (Англичане даже подумали было, что шотландцы сдаются). Молился и король Роберт, преклонив колени первым. Не зная этого обстоятельства - лучше не писать книжек на шотландскую тему, зная - непристойно перевирать.

"На следующее утро, 24 июня, на рассвете, битва завязалась уже всерьез. Страшная битва. Англичане, приблизившись, разглядели шотландцев, ровнявших шеренги. Аббат Инчефрея ходил между ними босой и призывал их биться за свободу Шотландии. Они преклоняли перед ним колени и молили Бога даровать им победу. Король Эдуард, заметив это, вскричал:

— Они встают на колени, они взывают о милости.

— Да, — сказал славный английский барон Ингельрам де Амфравилль, — только они взывают к Господу, а не к нам", - так описывает битву сам шотландский классик.

Красиво оформлено. А внутри...
Красиво оформлено. А внутри...

А персонажи этого Пайнкоффера (литератор современный и весьма плодовитый) наперегонки с монахами гоняются за мечом короля Роберта, в коем де заключена невероятная дьявольская силища. Только монахи хотят меч размагнитить, а черные маги наоборот - поубивать им короля Георга во время визита в Эдинбург. Гмм...

Но дальше - больше. Оказывается нехороший клуб чёрных магов еще раз пытался (неудачно) использовать чёрную свою магию. Когда б вы думали? В XVII веке. Против кого? Против "законного короля". А чёрными магами были ... якобиты! Но монахи (!!) с ними разобрались по-свойски, не дали прийти к власти.

Итак, что мы имеем. Что католические (!!!!!) монахи считали "законным королём" - выкидышa-вбросыша-подмётыша Оранского дома, врага Церкви и узурпатора! А плохим парнем для них был король-католик, король шотландец, король с крепкой королевской кровью в жилах - Яков II Стюарт.

Вот здесь я уже перестаю смеяться, ибо это тесто уже переваливается через края квашни... Чтобы католический орден встал за того, кто первым делом учинил в Шотландии чудовищную резню в Гленко?

Пределы фантазии писателя должны иметь два ограничителя: порядочность и знание. Можно писать, что Ленин был инопланетянином, если автор, фантаст, к примеру, "так видит". Нельзя писать, что Ленин был православным верующим, постился и молился. Трио фантастов Ван-Зайчиков (давние мои "симпатизанты"), могли бы нафантастить, что Мамай и Тохтамыш были, допустим, лемурийцами. Но они написали - святого Мамая (или Батыя, лень смотреть) и прекрасного Тохтамыша, больших друзей русского народа. А это - запредельная низменность.

Никакая давность лет не позволяет глумления над кровью Козельска и Гленко. Можно писать о том, как сэр Вальтер Скотт расследует преступление. Нельзя давать историческим персонажам оценки, за которые сэр Вальтер Скотт побил бы тростью.

изображения из открытого доступа *