Недавно я читал статью, которая называлась следующим образом: "Почему нет великих женщин-философов?". Вопрос величия - сложный, однако, авторы подобного контента предпочитают не обсуждать философские идеи, а лишь стремятся подчеркнуть несостоятельность патриархальной модели общества.
Данная статья является критикой вышеуказанной позиции и приглашением к дискуссии всех несогласных с фундаментальностью участия женщин в философии.
1. Симона де Бовуар (1908-1986)
Фактически она являлась автором известного тезиса: "существование предшествует сущности", который она вывела вместе со своим мужем, Жаном Полем Сартром.
Человек, который должен наполнять жизнь смыслом самостоятельно - это основная идея экзистенциализма (философии существования).
Симона - автор достаточно сложной концепции о том, что женщина существует имманентно, то есть создавая и отчуждая от себя. Речь идёт не только о мире материальных вещей, но и об отчуждении души, то есть предоставлении свободы другому (тонкий намёк на рождение и воспитание детей). Так, женщина, может быть самостоятельным субъектом, который сможет разорвать социальные условности и клише.
Основные работы Симона де Бовуар - «Второй пол» и «Этика неоднозначности». Рекомендуются для прочтения, так как содержат исторический анализ мифов и воззрений общества на женщину, через призму философии. Вопреки мнению многих современных журналистов, Симона не была феминисткой в чистом роде. Она переживала за судьбу женщины в общечеловеческом смысле слова, стараясь делать акцент в своих работах на разумных и взвешенных доводах.
Умственный труд - понятие, которое Симона предпочитает использовать, как определение оптимального пути к понимаю собственного "Я". Разговор о свободе у де Бовуар - это не лозунги для феминистического движения, а глубокие размышления о человеческом существовании в меняющимся мире.
2. Елена Лукреция Корнаро Пископия (1646-1684)
Для тех, кто любит утверждать, что до 20 века женщины философией не занимались - специальный подарок. Елена была первой женщиной в истории, которая официально получила степень доктора философии (ту самую Ph.D.). Защищалась она, кстати, не университете, а в соборе, что придаёт символизма её философской деятельности.
Хочу заметить, что затруднения у Лукреции возникали не только потому что она женщина, но и из-за того, что она претендовала на перевод сложнейшей книги Colloquio di Cristo nostro Redentore all’anima devota («Диалог между Христом, нашим Искупителем, и преданной душой»).
Душа - сложнейшая идея в философии. Елена Лукреция Корнаро Пископия была не только выдающейся переводчицей (за что получила прозвище «семиязычный оракул»). На русском языке книг о ней нет, но есть легкодоступное для скачивания произведение Джейн Ховард «The Lady Cornaro: Pride and Prodigy of Venice». В нём автор рассказывает о том, что Елена Лукреция перевернула представление о душе, заявив, что для диалога душ посредничество божественных сил необязательно.
3. Гипатия Александрийская
Последний аргумент для тех, кто захочет утверждать, что мыслящие женщины не существовали и не могли существовать во времена империй и патриархата. Гипатия - не просто изобретатель и математик, но и умелый интерпретатор философских и религиозных текстов. Действительно, многие эксперты в области истории философии и литературы настаивают, что самостоятельных работ у Гипатии нет (или же они не сохранились). Однако для того, чтобы преподавать и обучать важно не только знать и уметь обращаться к исходным текстам, но и понимать их. Без этого комментирование было бы невозможно.
Гипатия размышляла о мире и о том, каким образом можно в нём ориентироваться. Именно она изобрела астролябию — важный инструмент для каждого, кто хочет определить положения солнца и звезд.
Кстати, именно в честь Гипатии был назван один из кратеров на видимой части Луны. Возможно... именно его Вы видите каждое полнолуние.
Заметим, что измерение углов она считала философской задачей и предпочитала сначала обучить своих учеников мышлению в категориях, а только потом переходить к геометрии и арифметике.
Узнать больше о великой Гипатии можно по фильму «Агора» (2009), в котором также сюжетно раскрывается её трагическая смерть, связанная с всё нарастающим влиянием как на язычников, так и на верующих людей.
Если это не великие философини, то, что такое вообще величие?