Здравствуйте дорогие подписчики и гости моего канала.
Раз уж начал писать про мою жизнь в скиту,то продолжу в паре статей ещё. Жил я там года два с половиной,так что тоже есть,что вспомнить.
Как я и писал в предыдущей статье,был у меня период,когда я был старший среди трудников. Послушания делились на общие и постоянные. К постоянным относились работы на трапезной,пекарне,бане и на скотном дворе. Все остальные,такие как огород,колка дров и принеси,подай,относились к общим.
С постоянными послушаниями,вернее с людьми,которые на них трудились,проблем почти никогда не возникало. Так,раз пять за всё время были не штатные ситуации. Но они и не стоят того,что бы о них писать.
Совсем другое дело было с тем контингентом,который был на общих послушаниях. Скажу сразу,что девяносто процентов были либо с алкогольной,либо с наркотической зависимостью. Из них ещё процентов семьдесят старые сидельцы. Публика,скажу я Вам,так себе. Но и среди них было много прекрасных,искренних и добрых людей.
Но была одна общая беда. На работу они все были крайне не мотивированы. Для меня это было настоящее испытание. Попробуйте заставить двадцать человек работать,которые в принципе работать не хотят. И рычагов воздействия на них нет никаких. И они об этом знают. Батюшка то добрый,никого не выгонит,всех пожалеет.
Так что для меня это была дилемма ещё та... Понятно,что в основном это были люди без высших образований. На ком то был очень серьёзный отпечаток прежней разгульной жизни. Никто и не ожидал от них каких то подвигов. Достаточно что бы человек находился там,куда его поставили работать. Но и с этим были проблемы.
Помню,был такой трудник,Алексеем звали. Интеллектом не блистал,но энергии и силы у него было хоть отбавляй. Дело было ранней осенью. Огород уже убрали,кочаны капусты срезали,а на их месте остались торчать коренья. Я попросил Алексея пойти их убрать. Я вообще старался привлекать его к таким вот незамысловатым работам. Работать он патологически не любил и всегда считал.что ему достаётся всё самое тяжёлое. Я много раз пытался объяснить ему,что гораздо сложнее работать там,где надо брать ответственность,или работать головой,но для него мои слова были пустым звуком.
Так вот,отправил я его с утра убирать то,что осталось после капусты. Он поработал минут сорок и прибежал ко мне с претензией,что он делать этого не будет,и что вообще много других послушаний. Я предложил ему самому выбрать себе послушание. Не долго думая,он сразу же сказал,что пойдёт на стройку. Мы в то время строили какую то пристройку к одному из домов. Тем более там работал его друг.
Я возражать не стал. Дал ему рулетку,уровень,тетрадку и ручку, и попросил его пойти разметить точки для фундамента,а потом в тех местах выкопать ямки,и сколотить опалубки для тумбочек.
Минут через десять он прибежал с кипящей головой и глазами,как у окуня. Вот теперь ты всё понял,Лёш,спросил я его. Он молча кивнул. Пойдёшь остатки капусты убирать спросил я его. Он кивнул и молча пошёл на огород.
Был такой трудник по имени Слава. Все звали его Слава-пилорама, так как он трудился на нашей ленточной пилораме. Он много лет сидел в тюрьме. Пил часто и жестко. Авторитетов у него не было кроме батюшки. Слава был сам себе на уме. Я отправляю его на пилораму,помощника ему даю, а он поработает пару часов,а потом либо в озеро сетки проверять,либо в лес за ягодой или грибами. И ладно бы,если он рыбу да грибы с ягодами на общак нёс,так нет же...он пропивал всё.
Вся эта история мне изрядно поднадоела. Нельзя иметь в коллективе неуправляемого человека. Остальные это видят и невольно начинаю тоже забивать на всё. Но что с ним делать я не знал. Выгнать я его тоже не мог.
Однажды вечером я читал перед сном какую то книжку про монастырь. Не помню уже всей сути её,но меня зацепила одна история прочитанная в ней. В этой истории как раз описывалось,что раньше,в монастырях применялось такое наказание,как ничего не делание. Это когда вся братия работает в течении дня,а тот кто наказан,нет. Его просто игнорят при моменте назначения на послушания. Там было написано,что такое наказание никто больше трёх дней вынести не мог. Он либо сам уходил из монастыря,либо всё понимал и просил прощения,каялся и не повторял прежних ошибок дальше.
Я подумал,что можно попробовать со Славой провести такой эксперимент. Но у меня были большие сомнения что это сработает. Но,не попробуешь,не узнаешь.
Итак,решение принято. На утро,когда я после завтрака назначал людей на работы,Славу я умышленно проигнорировал. Ну,как будто его и нет вовсе в трапезной.
Когда все разошлись по работам,я тихонько понаблюдал за Славой. Видно было,что он в растерянности. Он то дойдёт до пилорамы,там покурит,посидит,но работать не начинает,то чаю пойдёт попьёт,в общем,вижу,мается.
Ближе к обеду он пришёл ко мне на разборки. По какому такому праву ты не дал мне работу,возмущался он. Вот так поворот,подумал я. В книжке было написано про три дня,а тут и обед ещё не настал,а клиент уже созрел.
Но я решил довести эту ситуацию до конца. Закрепить,так сказать,пройденный материал. А что тебе давать,Слава,начал я говорить ему спокойным тоном. Ты дядя взрослый,сам знаешь,чем тебе заняться. Можешь рыбки половить,или грибов пособирать,ну или на худой конец чаю попить. Чего ко мне то пришёл? Или я тебе должен сказать в какой келье чай слаще наливают?.
Слава аж побагровел. Он что то бормотал про то,что я не прав и всё такое... В итоге он сказал,что пойдёт жаловаться батюшке. Не вижу препятствий,иди,-сказал я ему.
После обеда я увидел,что Слава запустил пилораму и начал распускать доски. Больше таких проблем с ним не возникало.
Вот такой вот неожиданно быстрый эффект получился из казалось бы сомнительного наказания. Я потом долго размышлял,почему это всё же подействовало. Увидел,что в такого рода наказании есть огромный психологический эффект. Это как знаете,стая отвергает тебя. Для меня например,быть отвергнутым,смерти подобно.
Такая вот история,дорогие друзья. Подписывайтесь на канал,будут ещё публикации.
Искренне Ваш,Сергей С.